у ш а П е т е р б у р г а
спеть. Я предложила арию Вани, но
она попросила, если мож но, “ И
жар, и зной" - арию, которую очень
любила, как и вообще "Руслана и
Лю дмилу”, которую ставила выше
“Ж изни за царя".
.. А теперь - “Она
мне жизнь”.
..*8. В восьмидесятипя-
тилетнем возрасте легендарная
примадонна так хорошо помнила
эту музыку, что аккомпанировала
Е. И. Збруевой по памяти.
В Ф онтанном доме звучал и
голос Евдокии Збруевой. О на
была дочерью композитора Петра
Петровича Булахова, автора попу-
лярных во второй половине про-
шлого века романсов. Ее отец про-
вел последние годы жизни в Кус-
ково, имении графа С. Д. Ш ереме-
тева, а мать после смерти отца дол-
гие годы получала от графа Ш ере-
метева пенсию.
В репертуаре Е. И. Збруевой
была партия Ратмира из «Руслана
и Л ю дмилы *, партии П олины и
Графини из «Пиковой дамы*. Воз-
можно, она исполняла и песенку
Графини - ту самую знаменитую
арию Гретри, которая графу Н ико-
лаю Петровичу Шереметеву была
прислана из Ф ранции вскоре пос-
ле премьеры в парижской опере.
..
В Белом зале дворца, создан-
ном на заре пушкинского века для
того, чтобы служ ить драгоценной
оправой таланту графини-кресть-
янки, звучали не только голоса зна-
менитых певиц, блиставших в ари-
стократических салонах и на сце-
нах петербургских театров. Здесь
выступала и знаменитая графская
капелла - первый российский хор,
исполнявш ий сочинения Палест-
рины, Лео, Дуранте, Лотти, М ар-
челло. «Почти каждый год, - пи-
сал Владим ир Васильевич С т а -
сов, - в течение зим него сезона
певчие графа Шереметева испол-
няю т несколько замечательней-
ших пьес, преимущественно древ-
них итальянских церковных ком-
позиторов, перед небольшим кру-
гом знатоков и любителей*. Бер-
лиоз, Лист, Ш уман восхищ ались
искусством шереметевс кого хора,
Глинка и князь Одоевский приво-
зили из своих заграничных путе-
шествий нотные рукописи хормей-
стеру Ломакину.
С тарш ий
внук
Прасковьи
Жемчуговой - Сергей Дмитриевич
помогал многим нуждавшимся ар-
тистам, жертвовал капиталы на со-
держание Придворной певческой
капеллы, научных обществ (одно из
них - Общество любителей древ-
ней письменности - проводило
свои заседания и музыкальные со-
брания в Фонтанном доме). Меце-
нат, автор многочисленных трудов
по истории рода Шереметевых, он
ратовал за создание общедоступных
музеев, призванных служить делу
исторического просвещения рус-
ского общества.
Н е раз он приглаш ал в свой
дом на Ф онтанке солистов и ор-
кестр М ариинского театра. Он знал
и лю бил м узы кальное прош лое
своей семьи, хотя и не предприни-
мал попы ток возрождения теат-
рального дела своего деда, графа
Николая Петровича.
Его младший брат, граф Алек-
сандр Дмитриевич Шереметев, вы-
росш ий «иод сенью Ф онтанного
дома», восстановил эти традиции с
размахом, присущим всем его дея-
ниям. Он стал заметной фигурой в
музыкально-общественной жизни
России начала X X столетия не толь-
ко потому, что долгие годы являлся
начальником Придворной певчес-
кой капеллы, сменив на этом посту
своего старшего брата. «.
..Из родо-
витой аристократии всего мира
граф А. Д. Шереметев единствен-
ный, ф актами доказавш ий свою
любовь к музыкальному искусству,
свое влечение к нему, - писал в 1909
году музыкальный критик М. Ива-
нов. - Один во всем мире он дер-
жит теперь хор и великолепный ор-
кестр, без которого музыкальный
Петербург был бы нередко постав-
лен в затруднительное положение.
В течение более чем десяти лет он
устраивает большие концерты, не
извлекая из них личной выгоды*.
Отзыв хвалебный, но совершенно
объективный. Бескорыстное служе-
ние Отечеству было нравственной
нормой для представителей этого
рода, благородного и по происхож-
дению, и по душевным свойствам.
Графы Шереметевы, строившие те-
атры и концертные залы, жертво-
вавшие огромные средства на бла-
готворительные нужды, стипендии
нуждавшимся артистам, никогда не
ставили целью сделать свои теат-
рально-музы кальны е начинания
доходными.
Традиция народных концертов
графа Ш ереметева, вскоре пере-
именованны х в общ едоступные,
зародилась в конце X IX века. Пер-
вый из них состоялся 11 января
1898 года в Александровском зале
городской Д ум ы , последний -
12 февраля 1917 года в Михайлов-
ском театре. Концерты - не менее
двадцати различных программ в
течение сезона - пользовались в
Петербурге огромной популярно-
стью. Цены на билеты были уме-
ренные, часть абонементов в нача-
ле сезона распространялась бес-
платно. Все сборы шли на благотво-
рительны е нуж ды . С 1910 года
концерты стали бесплатными. Их
посещала преимущественно мало-
имущая публика - та, что впослед-
стви и
составила
аудиторию
Ленинградской филармонии, Теат-
ра оперы и балета им. Кирова,
М А Л Е Г О Т а .
П одобно своему деду, графу
Николаю Петровичу, потрясенно-
му в 1781 году операми Глюка
«Ифигения в Тавриде* и «Альцес-
та», граф А. Д. Шереметев был ув-
лечен творениями Вагнера. Первым
в России он осуществил концерт-
ное исполнение оперы Вагнера
«Парсифаль*. прозвучавшей в фев-
рале-марте 1906 года в трех симфо-
нических собраниях. «Пусть.
.. кри-
тики возмущ аю тся, что “ Парси-
Н О В Ы И Т Е А Т Р Ъ
(ВыгаИ
ХАХЬ КОНОНОВА и
К О ч — у
» о * и . «П
и Оп т *.
Иг Иягарггеяье. М-го Фприв
104чЩ тЙ 104ч
КОНЦЕРТЪ
■ и р м м Гмо
к.
Г Т м і и м и ї Гг І I Да>
О. &
Г. В ПушнЫ О
. ■
» д х ш г а о т п «
Наняло въ В чаи дин.
.ПАРСИФАЛЬ'
о т п и т и
ГПТ с г ■
ім л о іаїв »«• а
Я
О М Я » М > . іГ» » « .Г *
Г* ■ » а . І У І . Ч і і . а .
• 1*Я1
Я*« інм. м тли «лама и » імЦаЙа
я,
.«И-
»оТТ» а» я. Га п*
I . ■ • | > I » Я І І I » Я
1
м О н га Ма
Л
п
2 Я
И
гпю
/шм
П
гіпг/иТур/а
.
.V
Я
І )/2006
предыдущая страница 24 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст