у ш а П е т е р б у р га
фаль" шел под управлением “люби-
теля", - писал графу вскоре после
концертов дирижер и композитор
П. П. Ш енк. - Первое исполнение
“Парсифаля" будет вписано неизг-
ладимыми буквами в историю му-
зыки России*. М ногие сочинения
русских и зарубежных ком пози-
торов, ставш их впоследствии об-
щеизвестными, прозвучали впер-
вые именно в его концертах. Эта
жажда
просветительства
тоже
была семейной, родовой чертой
Ш ереметевых.
В общ едоступны х концертах
графа Шереметева, преобразован-
ных в 1910 году в концерты М узы -
кально-исторического общества,
носившего его имя, принимали уча-
стие многие молодые музыканты,
впоследствии ставшие известными
артистами: драматический тенор
Н. Н. Куклин, с 1918 года связав-
ший свою творческую судьбу с М а-
риинским театром: Л. Н. Балановс-
кая, впоследствии солистка Киевс-
кой оперы. Большого театра и про-
фессор Московской консерватории;
дирижер, профессор Киевской кон-
серватории С. Я. Бертье и многие
другие. Дирижерами «шереметевс-
ких концертов* были М. В. Влади-
миров и А. Б. Хессин. Несколько раз
концерты проходили под управле-
нием А. К. Глазунова.
М ногое из задуманного граф
Шереметев осуществить не успел.
Так, он вынашивал планы созда-
ния «русского Байройта* для по-
становки опер Н . А. Ри м ского-
Корсакова, татант которого высо-
ко чтил, мечтал о создании музея
м узы кальн ы х деятелей России.
До сих пор в Петербурге нет па-
мятника П. И. Чайковскому, сред-
ства на который М узы калы ю -ис-
торическое общество имени гра-
фа А. Д. Шереметева собирало на
протяжении семи предреволюци-
онных лет. Сменились поколения,
уш ли из жизни слушатели более
чем трехсот благотворительны х
концертов, забылись циклы попу-
лярны х лекций, которые читали
маститые критики, известные му-
зы канты . Сам граф Ш ереметев
весной 1917 года покинул Россию
и провел последние годы своей
жизни в Париже в большой бед-
ности. Его потомки ж ивут в раз-
ных странах, приезжая порой уви-
деть П етербург и п оклон и ться
Ф онтанному дому.
М ного лет прошло с тех пор,
как в Ф онтанном доме отзвучали
голоса его знаменитых гостей. Его
судьбу можно сравнить с судьбой
человека, пережившего беды, разо-
рение, потерю близких и вновь
пытающегося поверить в будущее.
Его интерьерам благодаря усили-
ям реставраторов вновь возвраще-
но былое великолепие. Вновь на-
полняется музыкальными звуками
Белы й зал, в зеркалах которого
читаются силуэты хозяев и гостей
Фонтанного дома, в той или иной
степени ставш их прототипами
пуш кинских образов. В удивитель-
ном пересечении их человеческих
судеб видится ныне ряд тайны х
знаков, из которых слагается судь-
ба Фонтанного дома как одного из
ярких символов русской культу-
ры. Его значение давно переросло
рамки домашнего очага. Его воз-
рождение в наше кризисное время
помогает верить в будущее.
В Ф онтанном доме на пороге
его 260-летня создается М узей
музыки Санкт-Петербурга. М узы -
кальное прошлое Фонтанного дома
сущ ествует и сегодня, оживая в
музейных залах, на музыкальных
вечерах, продолжая волновать но-
вые поколения исполнителей и
слушателей, являясь для них ис-
точн иком гарм онии и красоты,
ключом к подлинному пониманию
своего предназначения на земле.
..
1
Отдел рукописей Института русской литературы (Пушкинский Дом). Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 923.
1
Российский государственный архив древних актов. Ф. 1287. Он. 1. Ед. хр. 5320. Л. 1. В. д.
5 Михаил Глинка. Письма и документы. Л., 1953. Т. 2. С. 395.
‘ Глинка М. И. Литературное наследие. Л.
. 1953. Т. 1. С. 237.
' Шереметев С. Д. Графиня Анна Сергеевна Шереметева. СПб., 1889. С. 7-9.
6 Ломакин Г. Я. Автобиографические записки / / Русская старина. 1886. Т. 49. С. 657.
«Вечером была с Эненом у итальянцев.
.. давали “Золушку". Чудесные ансамбли. Виардо поет очень хорошо» (РГАЛИ.
Ф. 752. Ед. хр. 600. Л. 45).
' Збруева Е. И. Воспоминания / / Музыкальное наследство. М., 1962. Т. 1. С. 410-411.
2 4
//гшо/шя
П
гпи
’рбщиц
.
.V Л
(31)/2006
предыдущая страница 25 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст