^ д о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
Немецкая школа*
О ч е р к
В.
Я. П очне
ПЕРЕФЕРКОВИЧ
(жіопему учитель еврейского
я/приглашенный в нашу шко-
лу п[Х'Полавать и язык, н Закон Бо-
жий, должен был непременно сой-
ти со страниц рассказов Шолома
Алейхема? Видимо потому, что
Шолом Алейхем хорошо знал свой
народ и не ошибся в его изображе-
нии. Действительно, Переферко-
внч был забавен, как и его фами-
лия, не смешон, а забавен. Пригла-
сили его в нашу школу по просьбе
родителей еврейских учеников.
Ведь изучали же немцы и русские
Закон Божий и родной язык! За-
нятия наши носили групповой ха-
рактер, и хотя Переферкович пре-
подавал у нас раз в неделю каких-
нибудь два года (3-4-й классы), но
я успел за то время научиться чи-
тать и писать по-древнееврейски и
выучить некоторые древнееврейс-
кие молитвы. Забавен же он был
своей манерой вести урок и харак-
терными еврейскими интонация-
ми. хотя говорил по-русски чисто
и без национального акцента. Пере-
ферковпч производил впечатление
еврейского ученого15
, носил черный
сюртук, был хорошего роста, статен,
чистоплотен. А манеру ведения
урока можно иллюстрировать про-
стым примером. Если на уроке
«всплывало* какое-нибудь не час-
то упоминавшееся слово, скажем,
арбуз (я запомнил эту мизансцену),
то Переферкович с комически зна-
чительным видом спрашивал нас:
«А вы зна-аете, что такое арбуз?*
Если я, положим, поднимал руку,
то Переферкович с выражением
радости на лице показывал на меня
указательным пальцем и торже-
ственно нараспев говорил: «Смот-
ри-ите на человс-ека, который зна-
ает, что такое арбуз*.
К сожалению, мне больше не-
чего сказать об этом представнте-
В.
Я.
Ионас.
1918 г.
ле моего народа, оставившем о себе
приятное воспоминание чего-то
легкого, забавного и простодушно-
го, не лишенного лукавства.
ГИМНАСТИКА
Этот предмет преподавал у
нас
Herr
Schlupp
(господин
Шлюпп). Участник злополучной
Русско-японской войны, на кото-
рой он получил ранение, Шлюпп
привлекал нас не только самим
предметом преподавания, но и
своим мягким характером, и рас-
сказами о войне. Спокойный,
участливый, общительный, он
выводил нас со звонком к началу
урока в гимнастический зал. На-
дев легкие спортивные туфли, мы
шли тихо по коридору, загляды-
вая через застекленные двери в
другие классы, мимо которых мы
попарно маршировали. Повер-
нувшись к нам лицом и пятясь
задом, милый Шлюпп, возглав-
лявший колонну, поднимал руку
и подавал знак к тишине, чтобы
мы не мешали урокам в других
классах. В нашем Turnsaal он ста-
новился к шведской стенке и де-
ревянными булавами отбивал по-
военному барабанную дробь по
одной из ее ступенек. Мы шли
цепочкой, расходились по одно-
му вправо и влево, сходились уже
парами, снова расходились, те-
перь уже попарно, и, наконец, вы-
страивались по четверо. Гимнас-
тические упражнения делались.на
следующих снарядах: шведская
лестница, шест, козел, конь, швед-
ский стол, параллельные брусья,
турник, трапеция и кольца.
Так как я был ростом меньше
всех, не считая Данскера, то взять
высоту «козла* (нечто вроде коро-
тенького отрезка от «бревна* на
четырех ногах, расходящихся под
тупым углом в стороны) в его са-
мом верхнем варианте мне не уда-
валось, и я застревал на нем в от-
личие от наших верзил. Это был
единственный вид упражнений, в
которых я от них отставал, в то
время как опережал их во всех ос-
тальных, за что и считался первым
пім настом в классе.
В 1912 году все школы Петер-
бурга выстроились в Царском Селе
на плацу перед дворцом и в при-
сутствии царя Николая II со сви-
той показали вольные упражнения.
Приняв наш гимнастический па-
рад, Николай II сфотографировал-
ся с нами. Фотография большого
формата, на которой я мог разли-
чить себя и моего двоюродного
брата из St. Petrischule, у меня про-
пала, к сожалению.
ИГРЫ
В младших классах нашей лю-
бимой игрой была игра в перыш-
ки. Писали мы стальными перья-
ми, вставлявшимися в деревянные
3 2
• Окончание. Начало в № 1 (29) - 2 (30) за 2006 г.
Панічнім Пангін~чцші.
,\»
З (31 )/2(Ш 6
предыдущая страница 33 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст