овременные мемуары
34
второй половины X IX века, сохра-
нившиеся для нас в романе Томаса
Манна «Будденброки» и повести
Германа Гессе «Под колесами».
Томас Манн описал, очевидно,
школу в Любеке, где он учился на
исходе X IX века. У меня сохранил-
ся отличный школьный географи-
ческий атлас «Andrees Schulatlas»,
изданны й в 1910 году ректором
университета в Берлине Паулем
Белларди (Paul Bellardi). Если при-
нять во внимание, что в 1910 году
вышло уже 56-е издание того атла-
са, то можно допустить, что но пре-
ды дущ им изданиям учились и в
Любеке времен Томаса Манна. На
16-й странице атласа мы узнаем,
что Лю бек находится в прусской
провинции Ш лезвиг-Гол ш тейн,
главны м городом которой был
Гамбург. Города провинции дели-
лись на пять разрядов, и если к пер-
вому разряду относились города с
населением свыше 500 000 человек
(Гамбург), то ко второму - с насе-
лением от 100 000 до 500 000, и в
их числе Любек. Таким образом,
школу, о которой писал Манн, хотя
и нельзя считать столичной, при-
ходится тем не менее признать
представительной для Пруссии. В
каком же виде представлена перед
нами прусская школа конца X IX
века? Это какое-то темное царство
без луча света. Директор и препо-
даватели школы - карикатурные
представители системы «прусской
субординации* (по терминологии
автора), чиновники - подхалимы
и карьеристы.
А как выглядела школа в по-
вести Гессе? В сущ ности говоря,
Гессе описал не среднюю нормаль-
ную школу в нашем понимании, а
семинарию, духовную семинарию
с «муш трой казармы». С ем и н а-
рия, описанная Гессе, предназна-
чалась для воспитания чиновни-
ков государственного аппарата и
клерикальной системы, что дости-
галось изощренной казарменной
муштрой.
Похожа ли St. Katharinenschule
на одно из этих заведений? Реши-
тельно не похожа, даже отдаленно-
го сходств;» нет. Крогсен и Конпэ
и те стоят выше прусских школь-
ных чиновников времен повести
Томаса Манна, к тому же иногда
еще и невежественных. А школа в
повести Гессе - это какой-то зас-
тенок. в котором калечились души
В. Я. Ионас.
1960 г.
юношей, доводимых иногда до са-
моубийства. Как же случилось, что
я назвал себя пасынком своей шко-
лы? А случилось это потому, что я
неправомерно сравнивал школы,
относивш иеся к разным видам
учебны х заведений. Во-первы х,
недопустимо сравнивать мужское
училище с женским, так как пос-
леднее имеет дело с другим чело-
веческим материалом. Во-вторых,
в частны х гим назиях порядки
были более либеральные, чем в го-
сударственных.
Да и вообще, романтически
настроенный юноша, мечтавший о
сердечных, теплых отношениях с
преподавателями, требовал от
муж ской гимназии больше того,
что она могла дать. Наконец, буду-
чи в шестом классе, я видел школу
так, как видят незаконченную кар-
тину, да еще и с близкого расстоя-
ния. Долж но было пройти много
лет. прежде чем я сумел правильно
оценить то, что дала мне школа,
оценить по достоинству и почтен-
ную фигуру ее директора - Генри-
ха Пантеннуса.
Остается еще один аспект, на
котором я считаю нуж ным оста-
новиться: можно ли было в петер-
бургской немецкой школе начата
X X века заметить намек на немец-
кий ш овинизм или те расовы е
предрассудки, которые привели
позднее к роковым событиям гит-
леризма?
Отвечаю: нет, ничего такого
заметить было нельзя. Л акм усо-
вой бумажкой может служить от-
ношение нашей школы к евреям.
В самом деле: Данскеру, мальчи-
ку из бедной еврейской семьи,
была предоставлена вакансия сти-
пендиата ш колы, его родителей
освободили от платы за обучение.
Зеебсрг фон Эльфсрфельд, пред-
ставитель немецкой элиты, благо-
желательно относился к дружбе
сына со мной. Директор Пантени-
ус был ко мне внимателен. Пере-
ф еркович преподавал у нас ф а-
культативно еврейский язык. О т
моей кузины Ф . М . Хазанович,
учившейся тремя классами стар-
ше в St. Petri Schule, я знал, что и
там дело обстояло точно так же,
как у нас. Во главе школы стоял
высокообразованный и культур-
ный директор Брокк. II тем не ме-
нее я не могу не задуматься над
вопросом, почему же у меня выр-
валось слово «пасынок». Это ведь
нс случайность, здесь что-то есть.
Что именно? Преувеличение? Но
в таком случае, что именно я пре-
увеличил? Вдум ы ваясь в этот
вопрос - почему ученик образцо-
вой немецкой школы был неудов-
летворен ею - я отвечаю себе дру-
гим вопросом: что меня привлек-
ло в Ш коле М . Д. М огилянской?
Сомнения быть не может, я писал
об этом в той части стихотворе-
ния, которую не мог процитиро-
вать выше, так как текст его забыл,
но смысл помню: атмосфера доб-
ра, вот что привлекло меня и чего
не было в моей школе. Немецкая
школа дала мне отличную инфор-
мацию, знания. Классики великой
русской и немецкой литературы
пробуждали в нас своей «лирой*
«чувства добрые*. Начало этому
было положено А. С. П уш кины м
и теми, кого он вызвал к жизни на
литературном поприщ е. И Гете
писал, что «человек должен быть
благородным, отзывчивым и доб-
рым». О дной такой «инф орма-
ции» уч ен и ку мало, он долж ен
видеть таких людей среди своих
воспитателей, которых мы назы-
ваем учителями. Учить не означа-
ет преподавать знания, учить оз-
начает воспитывать. В немецкой
школе прекрасно учили, но воспи-
тание человеческих душ в духе
заветов наш их Учителей о тсут-
ствовало. Я нашел это в ш коле
Нгто/шя ІІгпігіимции. М 3 (31)/2006
предыдущая страница 35 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 37 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст