(^/овременные мемуары
36
ца
Иван Тимофеев в возрасте
50-55 лет, степенный и молчали-
вый. Он брал пачку листов с тележ-
ки и подавал их в вальцы, а мы вдво-
ем, стоявшие за станом, поднима-
ли их, складывали обратно поверх
непрерывно вращающихся валов.
Вес пачки был невелик, в пределах
10-12 кг. Проходка повторялась
несколько раз по технологической
карте, до получения заданной тол-
щины. Листы получались упругие
и блестящие. Готовую партию от-
возили, и подавалась другая, а в это
время был отдых и перекур. Рабо-
та подручных была не столько труд-
ной, сколько утомительной от не-
прерывности и однообразия и на-
доедала. Правда, мне надо было
присматриваться, как мастер регу-
лирует вальцы для правильного
прохода листов. Работа вальцовщи-
ка была напряженной и опасной.
Никакого ограждения перед валь-
цами не было, и в случае попадания
руки остановить вращение вала сра-
зу было нельзя: ведь они вращались
на общем валу группы станов с тя-
желым маховиком мотора. Так
было установлено еще при исполь-
зовании паровой машины.
На третьем курсе обучения мы
обошли с учебными экскурсиями
ряд ленинградских заводов с про-
катными и трубными цехами. Сре-
ди них был малоизвестный завод
имени Ворошилова, расположен-
ный в районе устья Ф онтанки,
близ завода Марти. Он, вроде, чис-
лился филиалом «Красного выбор-
жца». Размещен он был в старых
зданиях, но оборудование устано-
вили новое. Прокатные станы там
стояли и работали автономно, за-
пускались
и
останавливались
кнопками. Прокатывали там толь-
ко алю миний. Очень важно, что
вальцы были там реверсивные, т. е.
вращались в обе стороны и пере-
ключались педалью. Здесь не тре-
бовалось подручных, и валы вхо-
лостую не работали. Тележки для
груза были аккумуляторные. Вооб-
ще, вся технология была современ-
ной. Нам пришлось позавидовать.
Но вернемся в наш цех. Зара-
боток вальцовщика был от 140 до
200 руб., в зависимости от стана,
ассортимента и, конечно, от квали-
фикации. Зарплата подручных ко-
лебалась от 120 до 160 руб. На го-
рячей прокатке заработки были
повыше, но там требовались здо-
ровяки. На Ш мидт-вальцах зарп-
лата составляла 120-130 руб. По
сравнению с другим и заводами
зарплата здесь была хорошей.
В том году почувствовалось ос-
лабление безработицы, наметилась
текучесть рабочей силы в поисках
лучш их условий. В городе появи-
лись иностранные рабочие, а на за-
воде - немецкие. Они приехали в
Советский Соки, спасаясь от безра-
ботицы дома, вызванной экономи-
ческим кризисом на Западе. К нам
на стан прислали подручного пожи-
лого немца. Он, старательный и мол-
чаливый, по-русски не говорил ни
слова. Хорошо, что я в школе все же
кое-чему научился. К тому же в 1918
году жил при немцах, ходил часово-
му, спрашивал:« Вифиль ист ди ур?»
Мало-помалу я с ним объяснялся,
водил его по городу, показывал дос-
топримечательности.
Нехватка рабочих уже сказа-
лась на работе торгового порта, там
простаивали под погрузкой иност-
ранные корабли, не хватало грузчи-
ков. Партийные и советские орга-
ны обратились к общественным
организациям предприятий - во из-
бежание уплаты больших штрафов
валютой прийти на помощь порту,
организовать субботники после
смены и в выходные. И потянулись
со всех сторон колонны рабочих и
служащих к торговому порту. При-
шла и наша очередь. Я уже не по-
мню, составлялись ли списки, или
просто у ворот завода собирались
желающие. Знаю только: никто не
заставлял и на месте проверок не
было. Шли большей частью бригада-
ми или компаниями, но цехам. Х о-
дили мы не один раз, от Выборгской
через весь город пешком колоннами.
Я ходил в порт с интересом. Вывози-
ли тогда за границу продукты и сы-
рье: лес, зерно, жмых, даже яйцо. Во-
зили мы груз на тачках, управляться
с ними с непривычки было нелегко,
но как-то осваивались. У причалов
стояли немецкие и английские суда.
Грузили лес - балансы (ошкуренные
бревна - метровки - на бумагу) и
«пронсы* (подпорки дня шахт, не ош-
куренные). Уже тогда у южной окра-
ины порта началось строительство
механизированной лесной гавани
(терминала). К концу пятилетки га-
вань должна была вступить в строй.
Значительным событием того
года
была
начавшаяся
чистка
партии. Чистки проводились нери-
одически по предложению Ленина.
Для проведения чистки в обкоме
партии была создана Областная
(или Городская) комиссия по чис-
тке. Но для допуска членов комис-
сии к работе их нужно было, в пер-
вую очередь, самих подвергнуть
чистке, и на завод «Красный выбор-
жец» приехала комиссия для чист-
ки двух членов Областной комис-
сии но чистке. Это были «красный*
директор нашего завода Валышев и
ректор Педагогического института
им. Герцена Лазуркина. Оба были
больш евиками с дореволю цион-
ным стажем: Валышев - с 1915-
1916 гг., а Лазуркина - соратница
Ленина с начала века.
Председателем комиссии для
этих лиц был известный полити-
ческий деятель А. Е. Бадаев
быв-
ш ий депутат четвертой Государ-
ственной думы от партии больше-
виков, сосланный в Туруханский
край. В двадцатых годах - канди-
дат и член Ц К партии, в Ленингра-
де - председатель Л С П О (Ленинг-
радского союза потребительских
обществ), а в тридцатых - предсе-
датель Верховного совета Р С Ф С Р .
Оба будущ ие члены О бласт-
ной комиссии подробно рассказа-
ли своп биографии и ответили на
многочисленные вопросы собрав-
шихся. Бадаев вел заседание очень
спокойно и интеллигентно, напри-
мер, применял такую реплику «Пе-
рейдем к очередным делам?*. В
конце заседания Бадаев объявил о
решении Ц К партии. В связи с пя-
той годовщ иной смерти Ленина
Ц К объявил второй Л енински й
призыв в партию рабочих. Э тот
призыв коснулся и меня.
В конце теоретического курса
меня вызвала к себе преподаватель
обществоведения Ланина, которая
была уже членом парткома завода.
Она предложила мне подумать о
вступлении в компартию, учитывая
мою пятилетнюю |>аботу в комсомо-
ле и хорошую политическую (как
она считала) подготовку. Я подумал
до осени, подал заяаленне в канди-
даты партии. Первую рекомендацию
мне дала Ланина, а второю - Выбор-
гский райком комсомола. В октябре
меня приняли в кандидаты партии с
годичным стажем как рабочего. Для
служащих стаж (кандидатский) со-
ставлял 2-3 года.
Осенью 1929 года к нам на за-
вод приехал легендарный немецкий
Испю/шм Петербурга.
.V?
3 (31)/2006
предыдущая страница 37 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст