овременные мемуары
коммунист, просидевший 6-7 лет в
крепости за революционную деятель-
ность в начале двадцатых годов, -
Макс Гсльц. Это был красивый, на
вид молодой,энергичный человек.
В конце смены на площади у глав-
ных ворот организовали митинг.
Его приветствовали от обществен-
ности завода и рабочих. М акс
Гельц под бурные аплодисменты
выступил с горячей речью на немец-
ком языке (был переводчик). Он
благодарил за солидарность совет-
ских рабочих, членов М О П Р (М еж -
дународной организации помощи
революционерам). О н остался в
Советском Союзе, но прожил недо-
лго. Умер в 1933 году в возрасте
44 лет. Его именем был назван за-
вод в Ленинграде.
В 1929 году в Ленинграде от-
крылся первый в стране звуковой
кинотеатр. Он находился на Н е-
вском, напротив ул. Рубинштейна,
где раньше был кинотеатр сатиры (а
позже был Дом кино). Аппаратура
была отечественная, системы инже-
нера А. Ф. Шорина. Первые месяцы
демонстрировались документаль-
ные короткометражки из окружаю-
щей жизни. Потом прошел первый
небольшой художественный фильм.
Но мне запомнился как первый зву-
ковой фильм «Путевка в жизнь» с
артистом М Х А Т а Н. П. Баталовым
в главной роли. Ф ильм был об опы-
те борьбы с беспризорностью изве-
стного тогда педагога А. С. Макарен-
ко. Фильм пользовался большим ус-
пехом, особенно у молодежи. Маль-
чишки ходили его смотреть не раз.
1930 год
Для меня этот год начался тем,
что последнее полугодие работал в
цехе в качестве стажера. Я полу-
чил удостоверение об окончании
Ф ЗУ , с присвоением 4-го разряда,
стал кадровым рабочим прокатно-
го цеха, но сначала получил месяч-
ный отпуск. С этим совпало инте-
ресное событие в городе: поездка
ленинградских ударников по Вол-
ге, организованная газетой «Сме-
на* и Облпрофсоветом. Организа-
цией ведала редакция газеты, а
финансировали профсоюзы.
У меня как раз 1 июля начи-
нался отпуск, что совпало с днем
отправления специального экскур-
сионного поезда в Н иж ний Н ов-
город. Недавно перейдя в цех, я не
мог еще стать ударником и претен-
довать на бесплатную путевку. Я
поехал в редакцию, показал доку-
мент об окончании Ф З У , и после
краткой беседы мне продали путе-
вку, она стоила 100 рублей.
Редактором «Смены» тогда был
сим патичны й молодой человек
Александр Брисков. Он же, будучи
прекрасным организатором, и воз-
главлял первый рейс (а их было 3
или 4). За трехнедельную поездку
я не помню ни одного сбоя и зато-
ринки как в многочисленных экс-
курсиях и мероприятиях, так и в
обслуживании во время плавания
на теплоходе «Маргелан*.
Рассказ о поездке занял бы,
верно, более десятка страниц - на-
столько она была насыщенной как
впечатлениями о самой матушке
Волге, так и посещениями много-
численных городов-музеев, пред-
приятий и строек первой пятилет-
ки. Нельзя обойти главное - это
новый Ц П К и О в Москве, первый
в стране автосборочный завод в
Нижнем Новгороде, строительство
завода уже на 100 тысяч грузови-
ков Форда, посещение открытого
1 июля 1930 года тракторного за-
вода на 40 тысяч тракторов « И н -
тернационал* (американская мо-
дель) в Сталинграде.
Итак, наш поезд прибыл в М ос-
кву утром на Ленинградский вок-
зал, вещи оставили в вагонах на
попечении проводников. Нас поса-
дили в специально поданные трам-
ваи (а нас было 300 человек!) и
повезли через всю М о скв у до
Ц П КиО , где мы провели весь день.
В огромной столовой нас накорми-
ли завтраком и провели с экскур-
соводом по всему парку. Поразило
многое, например, в спортивном
городке для волейбола рядами
были десятки площадок, для дру-
гих игр. М ы провели в парке весь
день, вечером нас привезли к Кур-
скому вокзалу, где стоял поезд. Все
разместились по вагонам, но поезд
отправился с опозданием: один че-
ловек задержался в Москве, и при-
шлось подождать минут десять.
Э то был единственный казус за
весь день.
Утром прибы ли в Н иж ний.
М ы сразу пешком отправились на
автосборочный завод в Капанине,
неподалеку от вокзала. Он размес-
тился в старом приземистом кир-
пичном здании,оборудованном, по
договору, полностью Ф ордом для
выпуска полуторатонных грузови-
ков из деталей и узлов, доставляв-
шихся из С Ш А . В помещении было
тесно от боковых транспортеров
деталей, двигавш ихся и внизу, и
под потолком к главному конвейе-
ру - первому в стране. Поданная
голая рама - скелет маш ины на
ходу обрастала деталями, обретал
мускулы и сердце мотор, и через
каж дые 20 м инут своим ходом
сходила заправленная машина, ко-
торую водитель уводил на обкат-
ку. Мы, как зачарованные, смотре-
ли на это чудо! Ведь еще не вышла
книга Ильф а и Петрова «О дно-
этажная Америка», где описывают-
ся «чудеса* завода Форда «Ривер
Руж* в Детройте.
Автосборочный рассчитан был
на ежегодный выпуск 15-16 тысяч
грузовиков - капля в море для ги-
гантской страны. Н о он являлся
одновременно школой кадров ра-
бочих и руководителей для стро-
ившегося в 7 километрах большо-
го автозавода по выпуску 100 ты-
сяч таких же грузовиков, куда мы
и отправились на трамвае по ново-
му пути.
И вот мы в бывшей деревне
Монастырке, где на огромной пло-
щадке, изрытой котлованами, заня-
той отвалами грунта и штабелями
леса и ящиков с оборудованием, в
красной кожанке снует американс-
кий инженер. Нас приняли офици-
ально в конторе, и главный инже-
нер стройки вывесил на стене генп-
лан завода и рассказал о его буду-
щем. Проект и оборудование - аме-
риканские, главный консультант -
сам Генри Форд. Не верилось, что
здесь через два года будет действу-
ющий завод.
Как всем известно, в 1932 году
Горьковский автозавод стал вы-
пускать первые «газики*.
Переполненные впечатления-
ми, мы поехали на трамвае обрат-
но в город, нас подвезли к одной
из многочисленных пристаней на
Оке. Здесь нас поджидал старого
типа
двухпалубны й
теплоход
«Маргелан* по имени среднеази-
атского города (таких на Волге пла-
вало четыре). Нас разместили по
каютам, молодежь - в общую каю-
ту с трехъярусными койками. И мы
отправились по Волге. Погода была
отличная, питание тоже. Днем за-
горали на палубе, вместо купания
37
История Петербур/а. М Я (Я !)/2 0 0в
предыдущая страница 38 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст