овременные мемуары
Л 8
обливались из шланга. Вечерами
проводились танцы, викторины,
концерты. Брисков привлек к по-
ездке симфонический ансамбль из
Мариинского театра и солиста опе-
ры тенора Тихого. Ежедневно были
длительные остановки в крупных
городах для экскурсий с осмотром
достопримечательностей, музеев,
предприятий.
9
июля мы высадились в Ста-
линграде и посвятили день осмот-
ру Тракторостроя, это было через
9 дней после торжественного от-
крытия первенца индустриализа-
ции, о чем сообщ али все газеты.
Завод проектировался на выпуск
40 тысяч в год тракторов «Интер-
национал» 15/30. Проект Тракто-
ростроя составлялся группой из 50
американских инженеров и техни-
ков, и завод был построен вместе с
четырехэтажным поселком за два
года. Он поражал своими размера-
ми и отсутствием дымовых труб:
все цеха завода были электрифи-
цированы. Механосборочный цех
занимал площадь 4 гектара, в нем
были установлены более тысячи
станков новейших моделей, длин-
нющий главный конвейер и малые
подвесны е транспортеры - все
было заказано в С Ш А . Н о через
9 дней после пуска цех стоял, ти-
шина. Разные неполадки: брак де-
талей, поломки оборудования и
другие причины . Даж е семь со -
бранных тракторов тоже стояли
без движения: не могли отрегули-
ровать моторы. Оказалось, что по-
строить громадный завод было лег-
че, чем его освоить: не было опыта
массового производства, не хвата-
ло квалифицированных рабочих и
техперсонала.
Закончилась наша стоянка в
Сталинграде.
Появились первые такси. О б-
щий парк автомобилей в Ленинг-
раде, по газетным сообщениям, со-
ставлял 1500, большинство были
грузовики и государственные ав-
томобили. Частны х маш ин было
очень мало, и некоторые занима-
лись перевозкой состоятельны х
пассажиров. Сохранились и извоз-
чики, которые гуськом простаива-
ли на центральных площадях, у
вокзалов и гостиниц.
В торговом порту с американ-
ского парохода выгрузили 30 лег-
ковых маш ин «Форд». Э то были
компактные, четырехместные фа-
этоны, открытые, с брезентовым
откидны м тентом. О ни были за-
куплены для организации государ-
ственной службы такси, то есть с
покилометровой оплатой по счет-
чику. Цена была общедоступная —
10 коп. за километр и столько же
за простой. По сравнению с извоз-
чиками это было очень дешево и,
конечно, быстрее и комфортнее.
М не удалось «обновить» такси,
когда сосед посоветовал нанять
машину для встречи сестры на Дет-
скосельском
вокзале.
П оездка
втроем с багажом до Суворовско-
го проспекта обошлась в пределах
полтинника.
Так такси, количество кото-
рых с годами росло, вошло в быт
ленинградцев, а извозчиков ста-
новилось все меньше до полного
исчезновения.
Важ ны м для меня событием
года было принятие меня в члены
партии. Я не помню, как проходи-
ли собрание и заседание парткома,
зато хорош о запомнил, как мне
вручал партийный билет секретарь
Выборгского райкома партии, сам
Петр Смородин - легендарный ос-
нователь комсомола и первый сек-
ретарь его ЦК. Он был уже с седы-
ми висками, серьезный, но симпа-
тичный человек.
М не приш лось позже второй
раз встретить Смородина на собра-
нии городского актива комсомола
в Выборгском доме культуры. См о-
родин сидел на председательском
месте. На трибуне с докладом выс-
тупал редактор газеты «Смена»
Александр Брисков, хорош о мне
знакомый по Волге. Говорил так
красноречиво, что увлек зал, но
говорил долго, больше часа, если
не полтора. Председатель его не
прерывал, но нервничал. Когда
докладчик закончил под аплодис-
менты, Смородин стукнул кулаком
по столу президиума так, что упа-
ла настольная лампа. Он поднял ее
с репликой: «Черт знает что! Пол-
тора часа, вместо делового докла-
да!». И добавил что-то еще о непо-
рядке, я не расслышал. Вот такой
он был прямой человек. Через
годы, когда он сошел со сцены и
«пропал», как многие, я подумал,
что он и Сталину мог сказать не-
годное в глаза и поплатился, вер-
но, жизнью.
В городе действовал план ГО-
Э Л Р О . Опережая рост промышлен-
ности Ленинграда по пятнлетнему
плану, усиливались существовав-
шие в городе электростанции:
2-я Г Р Э С ( Новгородская ул.), элек-
тростанция «Красный Октябрь* на
правом берегу Невы (Уткина за-
водь) и др. Строилась новая мощ-
ная тепловая станция Дубровская
на Неве в нынешнем городе Кнров-
ске. По плану ГО Э Л Р О было нача-
то строительство каскада гидро-
электростанций на реке Свирь, где
вошла в строй Н нж не-С внрская
ГЭ С в районе Лодейного Поля по
проекту автора Волховской ГЭ С
профессора Графтио, но значитель-
но мощнее. Вторая станция была
начата у Подпорожья.
Вдоль М урманской железной
дороги протянулась вторая высоко-
вольтная
линия
напряжением
220 вольт и протяженностью около
220 км. Резко улучшилось электро-
снабжение города и промышленно-
сти. Это коснулось и моего завода.
В последний год на заводе «Крас-
ный выборжец* начали строить но-
вую электролитейную с новейшим
оборудованием. Цех строился на
другой, северной, стороне Кондра-
тьевского проспекта, вместо тесных,
приземистых пролетов старой ли-
тейной, где «фонари» в кровле
были покрыты сажей, а зимой - и
снегом. Это было высокое здание с
крутым сводом, с фонарей которо-
го снег сдувало. Вместо огневых
плавильных печей были установле-
ны
металлические поворотные
электропечи-конвекторы. Кроме
мостового крана, по всему цеху
были устроены подвесные электро-
тали, скользившие взад и вперед.
Были и аккумуляторные тележки,
вместо ручных. Торжественное от-
крытие электролитейной состоя-
лось в Окгябрьские дни, когда уже
шли первые плавки.
В конце года меня вызвали в
партком и рассказали, что в торго-
вом порту опять не хватает груз-
чиков, простаивают иностранные
пароходы, мы теряем валюту, и
предложили пойти на месяц пора-
ботать в порт. На мои возражения,
что у меня 4-й разряд и мне надо
набираться опыта, мне ответили:
«Ты молодой коммунист, и это бу-
дет тебе испытанием*. Спорить не
пришлось, и я пошел работать в
составе комплектовавшейся на за-
воде бригады. Сказал себе: «Взял-
ся за гуж, не говори, что не дюж!*.
Ист<ч»ш Пгтічи'ч/іі/іі. Л і .1 (З І)/2006
предыдущая страница 39 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст