овременные мемуары
ры забрались в больш ую кабину,
дверь захлопнулась, и воздушный
корабль, освобожденный от швар-
товых, тихо поднялся в воздух и
направился к северу. Через день-два
он уже вернулся! Утром, к свому
удивлению, я увидел его из окна
четвертого этажа в районе площа-
ди Восстания. Видимо, делал про-
щальный круг над Ленинградом.
В прокатном цехе была актив-
ная комсомольская ячейка. Секре-
тарем ее была вальцовщица Лидия
Ш иш кина. Стала чувствоваться
нехватка рабочих, особенно во вто-
рой смене, из-за болезней, прогу-
лов. Бригады оказывались неуком-
плектованны м и.
Ком сом ольцы
организовали «штурмовые брига-
ды*. которые дежурили после пер-
вой смены, чтобы, по усмотрению
мастера, заполнять пустующие ме-
ста. В таких случаях мы отрабаты-
вали еще и вторую смену. Мне при-
шлось раза два поработать на горя-
чей прокатке у нагревательной
печи. Работа тяжелая, семь потов
сходило.
Велась и политическая учеба.
В те годы были распространены
политбои, когда группы из двух
коллективов встречались и задава-
ли друг другу вопросы по текущей
политике. Э то заставляло гото-
виться. читать газеты, в общем, раз-
вивало.
1932 год
В 1932 году произошло резкое
повышение цен на хлеб и другие
продукты. Я запомнил цены толь-
ко на хлеб: вместо 10 коп. за кило-
грамм стало 50 кои. П онизился
ж изненны й уровень населения,
была введена карточная система по
всей стране.
Сказалась перестройка сельс-
кого хозяйства: кулацкие хозяй-
ства были разрушены, а новые кол-
хозы еще не встали на ноги, старые
колхозы и совхозы были мелкими
и малотоварными. Это совпало с
очередной засухой на Украине и в
Поволжье.
Постановлением правительства
был организован государственный
«Зернотрест*. Его начальник Кал-
маиович был направлен в С Ш А для
изучения опыта крупных зерновых
ферм. Были организованы десятки
крупных хозяйств площадью 30 000
и более га на пустовавших землях
Северного Кавказа, Поволжья и
Сибири по образцу американских
ферм. Н о они не сразу могли раз-
вернуть производство в достаточ-
ных размерах.
Открылась первая очередь но-
вой Лесной гавани. Вход был от-
крытый, и мне удалось наблюдать
погрузку леса. М еж ду штабелями
пиломатериалов ш ныряли само-
ходные погрузчики. Своими вида-
ми поднимали штабель, развора-
чивались и всовывали его в откры-
тый кузов автолесовоза. Эта несу-
разная. на первый взгляд, машина
была похожа на этажерку на коле-
сах, с кабиной водителя наверху.
Она доставляла груз к причалу, к
борту корабля. Здесь опять погруз-
чик вытаскивал штабель, который
тут же подхватывала ш тропами
стрела лесовоза. Во всей операции
участвовали 4 человека: двое на
берегу, двое на борту. В то время
это казалось чудом техники. А до
этого карабкались с тачками по
доскам сотни людей. Лесная гавань
полностью вступила в строй к кон-
цу года.
Тот год стал для меня пово-
ротным. С прошлого года я посту-
пил на заочные курсы по подго-
товке в Л П И П С , так тогда назы-
вался бывший Путейский инсти-
тут. Когда я пришел в институт
сдавать первое задание, я прошел
но колонному залу, где на большой
афише был перечень факультетов:
путейско-строительный, механи-
ческий, гражданского строитель-
ства, мосты и тоннели. Е кн ул о
сердце: неужели я буду занимать-
ся здесь. Не удалось стать ш тур-
маном, буду изыскателем! Ведь
прокладка дороги близка к про-
кладке курса корабля: и там, и
здесь ты зависиш ь от точности
карт - там ты можешь наскочить
на рифы, здесь - на озеро в степи
или сопку в тайге, к тому же с дет-
ства я любил железные дороги. И
потому выбрал себе эту судьбу.
Но на курсы я не понадеялся,
а, учитывая, что долго корпел над
алгеброй и ф изикой, пошел сда-
вать экстерном за девять классов.
Экзамены сдавал в 23-й школе на
четной стороне Ф онтанки, близ
Невского (дом с колоннами, где
после войны был газетный отдел
П убличной библиотеки). Э к за -
мены были по четырем предметам:
математике, ф изике, русском у с
Н га ш /ш
Петербурга. М .4 (31)/2006
литературой и обществоведению.
Оценки по всем предметам «удов-
летворительно»: других оценок в
те годы не было. Партком и коми-
тет комсомола дали согласие на
мой уход с завода, а райком ком-
сомола дал даже путевку, что было
равноценно рекомендации. Я по-
ехал на М еждународный, д. 9, в
трехэтаж ны й дом классических
форм, подал документы, сдал эк-
замены. Конкурсов тогда не было.
II вот с 1 сентября я студент пу-
тейско-строительного.
.. но не фа-
культета Л И И П С а , а комбината,
что было связано с реорганизаци-
ей института в соответствии с ре-
формами тех лет.
Из Л И И П С а часть факульте-
тов выделилась и образовала ин-
ституты , например, сухопутны й
факультет разделился на Автодо-
рожный институт и Ж елезнодо-
рожный (Л И И Ж Т ) институты. Из
Л И И Ж Т а , в свою очередь, были
выделены все строительные фа-
кул ьтеты: путейс ко-строительный,
гражданского строительства с водо-
снабжением и канализацией, мос-
ты и тоннели, которые образовали
Л енинградский путейско-строи-
тельный комбинат - Л П С У К . Он
обосновался в железнодорожном
техникуме. Так я стал учиться в
Л П С У К , но просуществовал он в
течение года.
Осенью 1932 года вышло по-
становление о новой реформе выс-
шей школы в стране, но уже в об-
ратном направлении, и наши фа-
культеты вернулись в Л И И Ж Т .
Срок обучения вернули - 6 лет (с
военной подготовкой). Введены
были общие лекции и дипломное
проектирование. М ы с радостью
вернулись в старые здания и с гор-
достью ходили по колонному залу.
Осенью 1932 года мой шурин,
работавший в Хабаровске в Край-
плане Д В К , был командирован
в А кадем и ю наук, и академик
В.
Л. Комаров дал ему пригласи-
тельный билет на открытое засе-
дание академии, посвященное раз-
витию производительных сил Се-
веро-Западной области. Н ап ом -
ню, что в нее входили Ленинград-
ская и ны неш ние П сковская и
М урманская области.
Н о родственнику нужно было
срочно уехать в Москву, и он пере-
дал мне билет. Так я случайно по-
пал на заседание Академии наук,
предыдущая страница 41 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст