у>/ / кольному учителю
46
внук и зять погибли в автокатаст-
рофе, а не пережившая горя дочь
стала инвалидом. Н о когда пенси-
онерке С. И. Сокольской в 1963
году предложили пост руководи-
теля вновь созданного Педагоги-
ческого училища № 2 на набереж-
ной реки Ж лановки, она нашла в
себе силы начать все сначала и,
будто бы обретя «второе дыхание»,
с прежним энтузиазмом стала на-
лаж ивать дела нового училищ а:
обзаводиться необходимы м для
работы имуществом, сколачивать
новый крепкий коллектив препо-
давателей, заботиться о каждом
учащемся.
Через два года С. И. Сокольс-
кая передала свое детище в руки
бывшей ученицы - потомственно-
го педагога - Алевтины Владими-
ровны Сергеевой, которой она сама
вручала диплом об окончании Пе-
дагогического училища № 1 в 1948
году, ровно через десять лет после
того, как такой же диплом получи-
ла ее мать, 3. Е. Флоренская - из-
вестная в Ленинграде заведующая
детским садом. Эстафета поколе-
ний продолжалась. Дочь А. В. Сер-
геевой, Ирина Николаевна, окон-
чив институт, в течение многих лет
работала в Педагогическом учили-
ще № 4, защитила кандидатскую
диссертацию, преподавала в Педа-
гогическом институте им. А. И. Гер-
цена, была доцентом Университе-
та педагогического мастерства. К
сожалению, в 2005 году жизнь ее
оборвалась.
..
Передав руководство младшей
коллеге, сама С. И. Сокольская не
смогла навсегда оставить свою
профессию. В 1971 году, по пригла-
шению А. В. Сергеевой, которая к
тому времени стала директором
П едагогического училищ а № 5,
С. И. С окольская заняла долж -
ность руководителя практики.
Именно тогда наши пути пересек-
лись, и я познакомилась с этой за-
мечательной ж енщ иной. С о л и д-
ный возраст, нелегкая судьба вов-
се не мешали ей, как и в молодые
годы, оставаться творческой лич-
ностью, энтузиастом своего дела.
Ей было что сказать будущим вос-
питателям. Она постаралась пере-
дать своим ученикам накопленный
за многие годы опыт не только в
форме лекций и бесед, но и на стра-
ницах газеты «За педагогические
кадры», постоянным корреспон-
дентом которой она была. Посколь-
ку я сама была в то время редакто-
ром этой газеты, мне приш лось
тесно сотрудничать с С. И. Соколь-
ской. Общение с ней многому на-
учило и меня. И сегодня я с благо-
дарностью храню память об этом
человеке. И было бы несправедли-
во не сказать добрые слова в адрес
А. В. Сергеевой, которая в трудный
период морально и материально
поддерживала своего учителя и
первого директора в истории пе-
дагогических училищ Ленинграда.
«Больш ая советская энциклопе-
дия», переданная С. И. Сокольской
в дар Училищ у № 5, до сих пор хра-
нится в библиотеке как память, как
символ передачи накопленных зна-
ний следующим поколениям.
..
...В 1958 году я окончила аспи-
рантуру при И нституте русской
литературы, который известен всем
жителям нашего города как П уш -
кинский Дом. Темой моей диссер-
тации было творчество К. Г. Паус-
товского. Время для защиты и тема
диссертации были не самыми под-
ходящ ими. Вместо защ иты мне
пришлось заняться поисками рабо-
ты. К тому времени педагогический
стаж мой составлял всего два года.
Однажды холодным ноябрьс-
ким вечером я оказалась на Кост-
ромском проспекте, 46, в Удельной.
По этому адресу было расположе-
но Педагогическое училище № 4,
которое готовило учителей началь-
ной школы. Внимательно выслушав
меня, директор выразил искреннее
сожаление по поводу того, что сво-
бодных вакансий у него нет, но, по-
думав немного, сказал, что постара-
ется мне помочь, за что я до сих пор
благодарна этому человеку, имени
которого, к сожалению, не помню.
Как потом выяснилось, он позво-
нил своей коллеге Е. А. Марковой,
которая тут же назначила мне встре-
чу. И через полчаса я уже была на
Лесном, 20. Было около семи часов
вечера, но Екатерина Аркадьевна
была на месте. Внимательно про-
смотрев мои документы, без долгих
размышлений она предложила мне
должность завуча но воспитатель-
ной работе на вечернем отделении
с испытательным сроком. Дополни-
тельно к этому я могла получить
несколько часов русского языка и
литературы в классах, набранных из
учеников, окончивш их семилет-
нюю общеобразовательную школу.
Все развивалось очень стреми-
тельно. На следующее утро я уже
сидела на своем новом рабочем
месте в кабинете Марковой, около
камина, и принимала дела у быв-
шего завуча М. А. Елфимовой, ко-
торая работала со дня основания
училища.
Только взглянув на М арию
Алексеевну в первый раз, я сразу
же почувствовала исходившие от
нее доброжелательность и обаяние.
С глубокой грустью расставалась
она с тем, что было делом всей ее
жизни. Мне было 27 лет, и я с улыб-
кой выслушала пожелание долгих
лет интересной и содержательной
административной работы. И все
последующие годы (а их было 39!)
я неоднократно вспоминала с боль-
шой признательностью М арию
Алексеевну, пожелания и советы
которой помогли мне во многих
трудных ситуациях.
Н икакого настоящ его опыта
работы, тем более административ-
ной, у меня не было. Н о было ог-
ромное желание овладеть всеми
тонкостями, связанными с дош -
кольным воспитанием детей и с
работой руководителя.
Каждый день в течение 6 лет в
3 часа дня я приходила в кабинет и
садилась на свое место. Каждый
день я наблюдала, как работает мой
директор, а она - как работаю я. За
шесть лет я хорошо узнала этого
человека. На первый взгляд суро-
вая. немногословная, решительная,
с довольно аскетичной внешностью,
Екатерина Аркадьевна была пре-
красным организатором и хозяй-
ственным деятелем. Ж есткий кон-
троль и порядок во всем были ее
основными принципами, и это зас-
тавляло преподавателей и учащих-
ся быть всегда в состоянии своеоб-
разной боевой готовности: подтя-
нутыми и дисциплинированными.
Ее можно было бы назвать «желез-
ной», но слово «леди* к ней уж ни-
как не подходило. П рям олиней-
ность, категоричность суждений,
иногда совсем излишняя, спонтан-
ность в принятии решений, немед-
ленное их исполнение - все это, на
первый взгляд, не слишком соответ-
ствовало представлениям о чисто
женском учебном заведении да и о
женском характере вообще. Еще в
начале моей работы, ничуть не стес-
няясь присутствием молодой кол-
лега в своем кабинете, она могла в
История Петс
1
>бурга.
.V
.4 (31)/200в
предыдущая страница 47 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст