такой форме отчитать уважаемого
преподавателя, что мне хотелось
провалиться сквозь землю прямо
тут, у роскошного старинного ками-
на, где стоял мой рабочий стол. Пре-
подавательница, рискнувшая прий-
ти на работу с крашеными волоса-
ми, получала замечание директора
прямо в учительской в присутствии
своих коллег. Та же участь ждала
тех, на чьих руках оказывались об-
ручальные кольца, или тех, кто в
жаркие июньские дни осмеливал-
ся обойтись без чулок на ногах.
Этим доставалось так, что слышно
было на всех этажах уютного ста-
ринного особняка.
Однако мне приходилось бы-
вать свидетельницей, а иногда и
участницей сопротивления, весьма
активного, но справедливого, по-
добным действиям. Однаж ды в
предпраздничный весенний день в
кабинет директора вошла секре-
тарь партбюро, красивая и статная
женщина, В. Г. Шарапова в крас-
ной кофте. Немедленно последова-
ла реакция - резкое замечание по
поводу яркости этого предмета
одежды, на что Шарапова ответи-
ла: « В чем дело? Это ведь цвет на-
шего знамени!» М ы обе: директор,
а вслед за ней и я были буквально
сражены, хотя каждая, конечно,
восприняла эту реплику по-свое-
му. Шарапова же, поздравив нас с
праздником 1 Мая, с достоинством
удалилась.
И, несмотря на все это, надо
признать, я быстро поняла, что к
великой чести Екатерины Аркадь-
евны, она никогда не была мсти-
тельной, никогда не относилась с
антипатией или предвзято ни к
одному из когда-либо осмелив-
шихся не согласиться или возра-
зить ей. Таков уж был ее непрос-
той характер, который, впрочем,
помогал ей, например, в столь не-
благодарном деле, как «выбива-
ние» необходимых для училищ а
средств в гороно. Требовательность
Марковой как учителя (а она была
неплохим учителем истории педа-
гогики) заставляла учащихся хоть
и побаиваться, но уважать ее. Да и
все мы понимали, что Екатерина
Аркадьевна, человек нелегкой
судьбы, ветеран войны, бывш ий
партийный работник, одна вырас-
тившая прекрасного сына, и сама
была человеком безукоризненно
честным, самоотверж енно отда-
у-/
/ кольному учителю
Е. А. М аркова.
Директор училища (1954-1965)
вавшим себя лю бимому делу, но
только в соответствии со своими,
не всегда нами разделяемыми
убеждениями. И это заставляло и
нас, преподавателей, относиться к
ней с пониманием и уважением.
Е. А. Маркова окончила Торж-
ковское педагогическое училище,
а затем - Ленинградский педаго-
гический институт им. Н. К. Круп-
ской. П олучив диплом в июне
1941-го, в августе уже стала дирек-
тором Педагогического училища в
г. Касимове Рязанской области. В
сентябре 1942-го она доброволь-
цем уш ла на фронт. Всю войну
Е. А. Маркова провела на Балтий-
ском флоте, в политуправлении
фронта, в Кронштадте и Таллине.
Работа это не женская, но ей она
оказалась по плечу. После демоби-
лизации в 1946 году она 8 лет про-
работала инструктором отдела
школ горкома партии, 2 года - за-
вучем Педагогического училища
№ 2, 12 лет - директором Педаго-
гического училища № 1 и 8 лет -
завучем Педагогического училища
№ 4. С 1973 по 1980 год Маркова
работала преподавателем.
В 1965 году государство при-
знало заслуги Е. А. Марковой пе-
ред страной и выделило ей малень-
кую двухкомнатную квартиру. Вот
и все, во что был оценен ее тяже-
лый бескорыстный труд в дни вой-
ны и мира.
Е. А. Маркова была человеком
особой, старой закалки, человеком
своего времени, своих взглядов и
убеждений. Ее поведение зачастую
не вписы валось в рамки наш их
представлений об этике руковод-
ства педагогическим заведением.
Но сегодня, когда ее уже нет с нами,
нам хочется поклониться ее памя-
ти и, хоть и с запозданием, про-
стить ей все то, что мы, со свой-
ственной молодости бескомпро-
миссностью и максимализмом не
смогли простить и понять раньше.
..
Если Е. А. Маркова, по образно-
му выражению одного из умнейших
инспекторов гороно Ф . М . Свиньн-
на, создавала «острые углы», то
А. Е. Милеант «плавно их закруг-
ляла». Лучшей формулировки для
описания их сотрудничества не
придумаешь.
А.
Е. Милеант стала заведовать
учебной частью и была руководи-
телем всего учебно-воспитательно-
го процесса со дня основания учи-
лищ а. За долгие годы работы
А. Е. М илеант лиш ь оттачивала
свое педагогическое и администра-
тивное мастерство, и к тому вре-
мени, когда я познакомилась с ней
в 1959 году, она по праву считалась
генератором и аккумулятором всех
лучших идей и инициатив. Я про-
работала под ее руководством
шесть лет. Эти годы я считаю сво-
им третьим университетом после
филологического факультета Пе-
дагогического института и аспи-
рантуры при П уш кинском доме.
Э ти годы определили всю мою
дальнейш ую судьбу и навсегда
связали меня самы ми тесны ми
узами с делом дошкольного вос-
питания детей.
Прошло уже больше четырех
десятилетий с того времени, но па-
мять помогает мне вновь перенес-
тись мысленно в 1959 год.
В первый же день работы
Е. А. М аркова представила меня
А. Е. М илеант как начинающего
преподавателя и администратора.
Первое мое впечатление об Аде
Евгеньевне: красивая, умная, энер-
гичная, интеллигентная женщина с
великолепной эмоциональной ре-
чью. Очень доброжелательно пред-
ставила она меня студентам вечер-
него отделения, подчеркнула мое
филологическое образование, же-
лание работать со взрослыми, по-
могать нм овладевать профессией.
М не А. Е. Милеант показала все
необходимы е документы , дала
Ипіюішн Петгрбу/ма.
А»
3 (31)/200в
предыдущая страница 48 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст