с
/ І
р
р х е о л о ги я П е т е р б у р г а
Л е т н и й
д во р ец Є к а т е р и н и
!/
в Л е т н е м
с а д у
В.
А. Коренцвит
Ш н о время в Летнем саду, на
набережной Невы, стояли три им-
ператорских дворца. Кроме всем
известного дворца Петра I, был еще
один - для Екатерины I, другой -
для Анны И оанновны . С легкой
руки историка А. И. Успенского
дворец Екатерины вошел в литера-
туру как Второй Летний дворец, а
название Третий Летний утверди-
лось за дворцом Елизаветы Петров-
ны в Третьем Летнем саду1. Услов-
ность этих названий очевидна. Они
не исторические и способны поро-
дить лиш ь путаницу, если учесть,
что существующему Летнему двор-
цу Петра I предшествовал деревян-
ный, да н хоромы Анны Иоанновны
также не следовало бы сбрасывать
со счета. Если обратиться к архи-
вным документам, то так называе-
мый Второй Летний дворец ф игу-
рирует под такими малоудачными
названиями, как «Новые палаты*,
«Малые набережные палаты», «Лет-
ний дом у Царской мыльни», «дом
против Почтового двора» или «дом
против Еловой рощи* и др. Беря во
внимание, что строительство двор-
ца было закончено при Екатерине I
и недолгие годы своего царствова-
ния она прожила в этом здании, ка-
жется, всего уместнее название
«Летний дворец Екатерины I». Оно
наиболее точно соответствует одно-
му из исторических названий:
«Летняго дома палаты ея пмпера-
торскаго величества».
На известной гравюре А. Зубо-
ва 1717 года с изображением Лет-
него сала показана небольшая од-
ноэтажная постройка в пять окон,
стоящая на берегу Невы в углу сада,
там, где из Невы вытекает Л ебя-
жий канал*. Это царская мыльня.
Скромное строение явно незакон-
но занимало слишком ответствен-
ное место в ансамбле рядом с на-
рядными галереями на набережной
Невы. Вероятно, баня появилась
еще до создания парадного невско-
го фасада Летнего сада, а может
быть, и самого Летнего дворца, за-
ложенного на месте деревянного в
1711 году. Как случайный элемент,
рано или поздно она должна была
уступить место более представи-
тельному зданию.
На той же гравюре А. Зубова за
мыльней можно различить еще один
деревянный домик на Лебяжьей ка-
навке. Перед ним разворачивается
конный экипаж, а рядом показан
цветник. Это так называемая «свет-
лица у мыльни». Она вскользь упо-
мянута в одном распоряжении Пет-
ра I 1719 года2. На месте этих строе-
ний и был заложен новый дворец.
Указ о его возведении появился
21 мая 1721 года. Затем последовал
указ от 28 июня того же года, в кото-
ром было сказано: «.
..палаты зделать
каменною работою по чертежу ар-
хитекта Фонзвитена*3. Вот почему
И. Э. Грабарь считал голландского
архитектора фон Звитена автором
проекта дворца'. Но есть документы,
свидетельствующие, что к проекти-
рованию дворца имел непосред-
ственное отношение Петр I. В 1722
году, когда строительство уже шло
полным ходом, до Канцелярии от
строений дошли сведения, что кир-
пичная кладка стен ведется из рук
вон плохо. Расследование было по-
ручено ведущим архитекторам Пе-
тербурга: Микеттп, Трсзини и Гер-
белю. В делах Счетной комиссии со-
хранились донесения этих архитек-
торов: «1722 года июля в 19 день гдн
директор над строением Ульян Аки-
мович Синявпн и при нем архитек-
ты Николай Микетти, Андрей Тре-
знни, Николай Гербель в Летнем
доме его императорского величества
полатное строение, которое делал
архитект фон Звитен свидетель-
ствовали. А по свидетельству озна-
ченых архитектов, у того полатного
строения стена, которая но каналу
зделана, крива и надлежит ее попра-
вить и зделать вновь кирпичем. А у
того дела надлежит быть ему фон
Звитену*.
(Подписи: Н. Микетти,
Д. Трезини, Н. Гербель).
23
июля Трезини посоветовал
и остальное «до фундамента все
разобрать и зделать вновь, понеже
и то зделано не по препорцыи».
Того же мнения М икетти , в
донесении которого содержалась
важная подробность: оказывается,
здание возводилось по чертежу
самого Петра 1! М икетти предло-
жил строение «разобрать.
.. и под-
нимать вновь от фундамента про-
тив чертежа его императорскаго
величества, как дан архитектору
Ф онзвитену*5.
Среди бумаг, чертежей и рисун-
ков Петра I сохранился план «новых
палат* с его собственноручной экс-
пликацией, в которой даются пояс-
нения, как и что делать. Обратите
внимание на слова: «V - в сем месте
полаты разделить даетца на волю
архитекта*. Отсюда видно, что царь
имел намерение привлечь к проек-
тированию архитектора. Выбор пал
на голландца Стефана фон Звитена,
о котором известно, что он был на-
нят на русскую службу послом кня-
зем Куракиным 13 февраля 1721
года сроком на 3 года и с жаловань-
ем 2000 гульденов в год.
Строительству нового дворца
предшествовали большие подгото-
вительные работы по насыпке тер-
ритории. С прокладкой в 1714—
1716 годах Лебяжьего канала, со-
единившего Неву с Мойкой, царс-
кая столичная резиденция была
превращена в остров. Казалось, все
возможности для ее территориаль-
ного развития были исчерпаны, но
Петр I нашел выход: он приказа.!
засы пать прибреж ную невскую
мель, продлив таким образом тер-
риторию сада до современного па-
рапета Невы. В том же 1721 году
привлеченны е к строительству
солдаты Рижского гарнизона при-
ступили к забивке свай под ф ун-
дамент нового дворца6.
Первоначально фон Звитен са-
мостоятельно руководил строи-
* Он же - Лебяжья канавка. -
Ред.
П
гпю
я
Іігт
с/и
іу/і/а
.
.V?
З
(31)/2006
предыдущая страница 4 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст