кольному учителю
48
краткие пояснения. Что касается
умения вести документацию, тут
она была просто непревзойденным
специалистом.
С благословения А. Е. Миле-
ант я взялась за разработку курса
по детской литературе и за препо-
давание этого курса. Я стала пони-
мать, как надо работать с начинаю-
щими преподавателями. А. Е. Ми-
леант продемонстрировала мне
свое умение тактично и с уваже-
нием относиться к личности, нена-
вязчиво давать советы и рекомен-
дации как по отбору материала, так
и по ведению занятий. На первый
урок по теме Ада Евгеньевна все-
гда приходила, предварительно
предупредив о своем посещении.
Затем уже могла прийти и без пре-
дупреждения. Анализ урока всегда
был в высшей степени доброжела-
тельным. А. Е. Милеант помогала
не только в разработке и подготов-
ке уроков, она учила «подбирать
клю чики» к сердцам учащ ихся,
делать уроки интересными, всегда
очень заботилась о грамотности и
выразительности речи преподава-
теля, о его внешнем виде, но под-
черкивала, что у каждого должна
быть своя индивидуальность, свой
способ свободного самовыраже-
ния. свой стиль.
Прошли годы, и, когда мне са-
мой пришлось работать с начина-
ющими преподавателями, я всегда
ориентировалась на те требования,
которые когда-то предъявляла ко
мне А. Е. Милеант, и на тот стиль
взаимоотношений, который уста-
навливался у нее со всеми, кому
она помогала стать настоящ ими
педагогами.
А.
Е. Милеант много внимания
уделяла теоретическим вопросам.
Она тщательно готовилась к семи-
нарам и педагогическим чтениям,
всегда старалась опираться на опыт
выдающихся педагогов прошлого и
талантливых современников. Под
ее руководством каждый препода-
ватель мог найти тему для выступ-
ления, которая больше всего отве-
чала его творческому потенциалу,
его личным увлечениям и научным
пристрастиям. Это делало каждый
семинар не сухим и формальным
мероприятием, как это бывает в
большинстве случаев, а настоящей
творческой дискуссией, ш колой
повышения педагогической квали-
фикации. Уровень докладов и со-
общений был столь высок, что за-
частую выступления преподавате-
лей заканчивались аплодисмента-
ми. Даже педсоветы не были скуч-
ны, если их проводила А. Е. Миле-
ант. Каждый отчет из сухой стати-
стики превращался в серьезный
анализ работы с полезными выво-
дами. Даже резкая критика, кото-
рая звучала иногда на педсоветах,
была всегда четко аргументирова-
на, справедлива. Она не деморали-
зовала того, кто ей подвергался, а
наоборот, помогала мобилизовать
все силы педагога для достижения
наилучших результатов.
Сейчас многие скептически
относятся к такой форме обмена
опытом, как открытые уроки. Но в
практике моего поколения им уде-
лялось особое внимание. Были
даже такие преподаватели, которые
объявляли все свои уроки откры-
тыми. В нашем училище это были
Н. А. Федоровская и Н. И. Бого-
словская. М ож но спорить о нуж -
ности открытых уроков, но нельзя
не признать их практическую
пользу. Это была своего рода за-
калка и тренировка, испытание на
выдержку, силу характера, проч-
ность нервной системы . Дело в
том, что в те времена, о которых
вдет речь, обычным делом в ленин-
градских
учебны х
заведениях
были неожиданные проверки раз-
личных инстанций, когда как снег
на голову на школу вдруг свалива-
лись инспектора, методисты, целые
комиссии из роно, гороно и даже
министерства. В лю бую минуту
какие-нибудь проверяющие могли
буквально ворваться в класс, в том
числе и в середине урока. Это боль-
шое психологическое испытание,
особенно для неискушенного моло-
дого преподавателя. Н о после на-
ших открытых уроков мы уже от-
носились к этим нашествиям впол-
не спокойно.
Я помню одно такое посеще-
ние. В первый год моей работы пос-
ле такого неожиданного появления
инспектора гороно я оказалась сви-
детельницей весьма эмоциональ-
ной полемики между А. Е. М иле-
ант, с одной стороны, и Е. А. М ар-
ковой и инспектором - с другой.
А. Е. М илеант всегда старалась
быть на уроках своих подопечных
вместе с инспекторами. На этот раз
обсуждался урок В. В. Бурлуцкой
(учебные мастерские). В. В. Бур-
лункую обвинили в эстетстве. Тог-
да это было серьезное и опасное
обвинение. А. Е. Милеант аргумен-
тированно возражала, но не встре-
тила понимания. Тогда она уверен-
но заявила, что найдет такое мес-
то, где сможет отстоять своего пре-
подавателя. И это ей действитель-
но удалось. В. В. Бурлункая про-
должала благополучно работать и
много лет была одним из лучших
преподавателей. Она сумела при-
вить своим ученицам эстетический
вкус, прекрасные практические на-
выки. Она же организовала в учи-
лище музей интернационального
воспитания.
Умение А. Е. Милеант отсто-
ять свое мнение, вселить в препо-
давателя уверенность в собствен-
ных силах, способность не реаги-
ровать на спонтанные замечания,
сохранять во всех случаях ровное
настроение, свое и учащихся - все
это было для меня прекрасным
примером, которому я старалась
следовать в своей долгой работе на
административном поприще, в ра-
боте с большим, в основном женс-
ким, коллективом преподавателей
и взрослых учащихся.
Я многим обязана А. Е. М иле-
ант профессионально. Среди проче-
го она научила меня серьезно гото-
виться самой и психологически под-
готавливать преподавателей к про-
ведению педагогической практики
студентов института им. А. И. Гер-
цена. А. Е. Милеант всегда подчер-
кивала двойную ответственность:
перед собой, своими учащимися и
администрацией, а также перед сту-
дентами и преподавателями инсти-
тута. Каждый урок, подготовленный
вместе со студентом-практикантом.
должен был быть полноценным. Воз-
можности дать его повторно, чтобы
исправить ошибки, не было. Учащи-
еся не должны были страдать. Это
хорошо понимали не только педаго-
ги училища, но и руководители пед-
практики из института: А. К. М ат-
веева, Т. А. Мусейибова, Т. Д. Рих-
терман, Л. М. Гурович, Л. К. Сави-
нова и другие.
Как правило, все выпускники
нашего училища, которые продол-
жали учебу в Педагогическом ин-
ституте им. А. И. Герцена, возвра-
щались на практику к нам. Каж -
дый год администрация институ-
та оказывала мне доверие, за ко-
торое я очень благодарна. Меня
//(■»ш/шм
Петербурга.
.V*
3 (3!)/200в
предыдущая страница 49 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст