р х е о л о ги я П е т е р б у р г а
Петр I. Схематичный план «Новых палат» (Второго Летнего дворца).
1721 г. ГЭ ОР. № 8438
тельством, но в начале 1723 года его
сменил голландский архитектор
Ф рансуа де Вааль. П омимо работ
в Летнем доме де Вааль строил и
другие спроектированны е фон
Звитеном дворцы: Подзорный на
острове в устье Ф онтанки и дво-
рец в Дальних Дубках.
К каменным палатам со сторо-
ны сада в 1723 году была пристроена
деревянная Картинная (Дубовая)
галерея. Она была задумана одновре-
менно с дворцом, как это видно из
чертежа Петра I. В августе 1723 года
Петр 1 потребовал закончить все ра-
боты к весне следующего года. «В
Петербурге при Летнем доме, где
была мыльня, - писал царь, - доде-
лывать с великим поспеш анием,
чтоб каменную работу ныне забла-
говременно отделать и покрыть, так-
же плотничную, столярную и ш ту-
катурную работу ныне в осень и зи-
мою отделывать и печи сделать, а
иод нижние полы по каналу землею
засыпать и на потолках глиною на-
бить и совсем в отделку отделать,
дабы весною жить можно*7.
Всего во дворце было 38 поме-
щений; не менее чем в 13, по кон-
тракту с венецианским ж ивопис-
цем Тарсием, были исполнены жи-
вописные плафоны. «В девяти ма-
лых каморах* предполагались «ги-
стории из божественного писания,
которые будут лутче и удобнее*, то
есть сю ж еты давались на выбор
живописцу. В сенях и двух камо-
рах намечались какие-то сюжеты
из «гнстории ироглиф ическия*,
надо полагать, из истории Древне-
го Египта. В «Больш ой галерее в
саду» (Картинной) были заказаны
«триумфы разных веселий с орна-
ментами*. « И стори и ф абулов с
принадлеж ащ ими орнаментами*
должны были украсить плафон в
некоем «фонаре*. По-видимому,
так назы валась надстройка над
Картинной галереей, прим ы кав-
шая к Лебяжьему корпусу.
Наиболее подробно в контрак-
те оговаривались сюжеты оформ-
ления двух основных залов, один из
которых находился в южном конце
Лебяжьего корпуса (он назывался
«зал к саду*), а второй угловой - в
противоположном, северном, кон-
це с видом на Неву и Лебяжью ка-
навку - «зал к реке*. Плафоны в
обоих залах предлагалось разделить
на пять частей: в середине большой,
а по сторонам четыре малых овала,
вероятно, как во дворце Монпле-
зир в Петергофе. В контракте напи-
сано: «1) В сал к саду большую кар-
тину в средине гисторию Европы,
которая обманывала Иодиш а под
образом белого быка, в четырех ма-
лых овалах гисторию Семелы. 6). В
сале к реке большая средняя карти-
на будет изобразовать четыре вре-
мени года, то есть весну, лето, осень
и зиму, а четыре посторонние
овальные места будут изобразо-
вать четыре века, снречь золотой,
серебряный, железный, медный. И
оные живописные потолоки делать
по чертежам*8.
Любопытно, что четыре аллего-
рические ф игуры, олицетворяю -
щие времена года, предлагалось со-
вместить в одной ком позиции,
обычно их изображают по отдель-
ности. Что же касается сюжетов для
плафона в южном большом зале, то
он посвящ ен истории о том, как
Зевс-Ю питер (в тексте Иодиш а)
похитил Европу, дочь Ф еникса, и,
превратившись в белого быка, пе-
ревез ее на остров Крит. Но, по-
мнится, по мифу, не Европа обма-
нывала Иодиша, а наоборот, он ее.
Рискнем предполож ить, что
«история Семелы*, представленная
на четырех малых плафонах, иллю-
стрировала любимые у художников
сю ж еты из трагедии Еврипида
«Вакханки», а именно: 1) ревнивая
Гера в виде старухи-корм илицы
подбивает Сем елу взглянуть на
Зевса в его истинном облике;
2) Зевс является Семеле в виде ог-
ненной молнии и испепеляет ее;
3) Зевс зашивает себе в бедро спа-
сенного из утробы Семелы своего
сына Диониса; 4) рожденный Зев-
сом Дионис, став взрослым, выво-
дит Семелу из Аида, после чего по
воле богов она обретает бессмертие.
В контракте указывалось, что
всю ж ивописную работу Тарсий
должен был закончить в апреле 1726
года за 1500 рублей. К тому време-
ни намечалось завершить передел-
ку обоих залов. Петр і очень торо-
пил с окончанием строительства
дворца, но не дождался новоселья.
О но состоялось в год его смерти
15 августа 1725 года. Как записано в
Камер-фурьерском журнале, «был
публичный стол в Летнем ея вели-
чества доме в Дубовой новой гале-
реи, за которым ея величество из-
волила кушать, и при том допущены
были вновь выехавшие Академии
учителя гг говорили ея величеству
орацию*. Так торжественно отмеча-
лось в Новых палатах открытие ос-
нованных по указу Петра I Российс-
кой академии наук и университета.
«О рацни* во славу российского
просвещения держали первый пре-
зидент Академии наук лейб-медик
Блюментрост гг приехавшие из Ев-
ропы профессора астроном Делиль,
математик Герман, физиолог Бер-
нулли и другие.
Довольно трудно определить, ког-
да же, наконец, цолностью закончи-
лось строительство дворца. И. Э. Гра-
барь счггтал, что в 1727 году. Но это
не точно. После смерти Екатерины I
Верховный тайный совет на заседа-
нии 5 октября 1727 года рассмат-
Игт о/шя П ет г/ібуїна.
.V Л
(3 1 )/2 0 0 4
предыдущая страница 5 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст