&
н и г а г о т о в и т с я к п е ч а т и
В
о с п
о м
и
н
а н
и
я
%
lo
jm
ca^
П
р о н и н а ,
р а с с к а з а н н ы
е
и м
Б. К. Пронин
Ґ Т ~ ~ Ґ
V Л с п о е появление Маяковско-
гоиюмжю осенью 1913-зи м о й 1914
года. Он уже отставал от знамени-
той полосатой кофты. В «Собаке*
бывал в куртке и цилиндре. В «Со-
баке* я с ним и познакомился.
«Собаку* придумал всецело я.
В 1901-4 годах я был в школе Ху-
дожественного театра, учился по
классу режиссуры. И во время гас-
тролей Худож ественного театра,
каждый сезон весной театральная
молодежь, да и старики были без-
домными.
И вот у меня возникла мысль,
что надо создать романтический
кабачок, куда бы мы все, «бродячие
собаки», могли приткнуться, деше-
во покормиться и быть у себя - бро-
дячие, бесприютные собаки. Я бо-
ялся назвать «Собаку* - «Соба-
кой*, думал, что название должно
быть острым, но придет само, а
мысль была именно о бездомных
собаках. Потом идея развилась, я
говорил о ней Сацу, Судейкину,
Сапунову, Мейерхольду, но Мейер-
хольд топорщился, потому что к
тому, что не он придумывал, он
очень ревниво относился: чувство-
вал, что хорошо, но не его.
Весь конец 1911 года я бегал по
Петербургу, искал и в конце кон-
цов набрел на идеальное помеще-
ние: угловой дом рядом с М ихай-
ловским театром, вход во втором
дворе. С улицы вход был забит, и
мы его так и оставили. Для нас это
была идеальная штука, подвал и
вход во дворе, тут не нужен был
бельэтаж, куда на шум может вор-
ваться полиция.
«Собака* возникла за ночь в
ночь с 1911 на 1912 год на страш-
ном темпераменте Судейкина, Са-
пунова и моем. Работали по ночам,
стены расписывал главным образом
Судейкнн, он сделал чудеса - цве-
ты и птицы, но теперь ничего не со-
хранилось, никаких фото не было.
В первом сезоне Маяковского
не было, иначе «Собака* в первый
же день увидела бы его. «Собака»
была таким организмом, что если
появлялся на горизонте такой тем-
пераментный человек, он непре-
менно оказывался в ней.
Приехал Маяковский в Петер-
бург в 1913 или 1914 году, в нояб-
ре или декабре, точной даты я не
помню. Но факт, что перед войной
Маяковский был видной Ф игурой
в «Собаке*; в феврале - апреле
1914 года мы его уже знали, хотя
на спектакле «Владимир М аяков-
ский* в Луна-парке я не был.
М ы решили, что доступ в «Со-
баку* будет крайне затруднен, что
все второсортное и третьесортное
в «Собаку* не будет допущ ено.
«Пусть не будут допущены, - гово-
рил Сапунов, - такие, как акаде-
мик Бергольц!* Бергольц был в
Академии академиком живописи,
но с точки зрения Сапунова и моей
он просто олицетворял собой по-
шлость. Когда я попал в его мас-
терскую, я увидел, что на огром-
ном мольберте у него стоит рама, и
он туда вписывает пейзаж. Когда я
рассказал об этом Сапунову, тот
пришел в ужас. Решили, что за эту
раму мы его не будем пускать.
П омню историческую фразу
Сапунова на первом собрании: «На-
глухо не пускать Фармацевтов и
дрогистов!» (Сапунов обозначал
этими словами зубных врачей, при-
сяж ных поверенных - они были
личные враги Сапунова). И персо-
нально было решено не пускать
Бреш ко-Бреш ковского, М и тьку
Цензора и еще кого-то. Дмитрий
Цензор тогда издавал «Синий жур-
нал» - квинтэссенцию пошлости.
У Сапунова было чутье на лю -
дей, и я уверен, что у него был бы
необычайный контакт с М аяковс-
ким. Маяковский был необычный
человек по своему отнош ению к
искусству, очень строгий, могло
показаться - разнузданная богема,
скандалист, а по существу - страш-
но застенчивый и скромный чело-
век. Сапунов был похож на него.
Девизом стало: «1) наглухо не
пускать фармацевтов, дрогистов,
Цензора, Регинина и Бреш ко-
Брешковского, а также второй сорт
поэтов и художников. 2) у «Соба-
ки» есть своя точка зрения на
жизнь, на мир, на искусство*.
М ы тогда считали, что у нас есть
такие арбитры, как Сапунов, Сац.
Это была мальчишеская, но верная
точка зрения, и к ней всем своим
существом примкнул Кульбин. Не
забуду, как он, опоздав на открытие
«Собаки*, сказал: «Тут делается за-
мечательное дело, и вы, Борис, дол-
жны прибить на дверях три сталь-
ные буквы латинского алфавита*.
Я сразу догадался, что это «А.ІСБ.*
и что отсюда надо идти.
В «Собаке* нравы были зас-
тенчивые; оргий и связанны х с
ними гадостей не было, не было
пьянства, которое было в «Вене*,
где бывали Куприн и Ходотов, где
пили до положения риз. В «Соба-
ке* сидели, пили до 7 часов утра -
это верно; но выходили не как из
7 4
• Стенограмма воспоминаний В. К. Пронина, сделанная в ноябре 1939 г. Подготовка текста В. Г. Травиной. Фотоматериалы
предоставлены М. Б. Прониной.
История Петербурга. М 3 (31)/200в
предыдущая страница 75 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст