н и г а г о т о в и т с я к п е ч а т и
У меня был друг - Антон Лось,
крупный актер из Малого театра.
Он пришел ко мне н говорит: «Бо-
ричка, надо сделать в “Собаке"
вечер признанных лирических по-
этов, я даже Щ епкину-Куперник
выведу в свет, она будет читать свои
вещи и переводы*. Я говорю -
«Отлично*.
Этот вечер привлек страшное
нашествие «фармацевтов*. Судей-
кин почему-то сделал голубой фон,
какие-то сталактитовые сооруже-
ния из тюля, что-то, грубо говоря,
вроде колбас, которые драпирова-
ли лампочки: эту марлю или тюль
окрасили в голубовато-бирюзовый
цвет, это давало подводное освеще-
ние, и был очень хороший! Панно
на эстраде и какие-то голубые анге-
лы (это было не иронически, а эс-
тетно, так Судейкин представлял
себе вечер поэтов. А со сталактита-
ми долго мучились с проводкой).
На этом вечере было обилие
народа: Кугель и Зина Холмская,
основательница «Кривого зерка-
ла*, актриса из Малого, которые
сражались против Художествен-
ного театра; он писал громовые
статьи против «Сверчков*, нату-
рализма, топил и смешивал с гря-
зью. Была Тэффи, остроумная до
предела - она была другом «Соба-
ки*. Друзья «Собаки» - с боль-
шой буквы - были люди, которые
сделали для «Собаки* существен-
ные вещи. Тэфф и была другом,
потому что она - Тэффи, но дру-
гом был и один инженер, который
ставил флюгер и ночью во фраке
и белой сорочке лазил на чердак и
на крышу; благодаря его старани-
ям камин в «Собаке* стал гореть.
Итак, были Тэффи, Гумилев, А х -
матова, Кузмин, молодежь: Г. Ива-
нов,
И внев.
Бы ла
Венгерова,
Я ворская, артистический мир
Малого театра.
Существовала программка это-
го вечера. Там значилось: «Обще-
ство интимного театра*, потому что
если бы цензору сказать: «Бродячая
собака*, он бы не разрешил. Затем
была марка Добужинского: подвал
и собака, сорвавшаяся с цепи.
Написано: «Вечер лирики* та-
кого-то марта 1915 года. Должно
быть, такая программка сохрани-
лась у Голубева - одного из обая-
тельнейших людей старого и ново-
го Петербурга, он любил «Собаку*
и все собирал. Когда мы вспоми-
нали, кто в чем участвовал, то у
него смотрели программы.
Щ епкнна-Куперник не соот-
ветствовала нашему духу, но все же
Щ епкнна-Куперник - это звучало!
Зинаида Венгерова - это звучало!
Но, несмотря на эти слюнявые
сталактиты, несмотря на хорошее
панно - ангелов, несмотря на бит-
ком набитый зал и, грубо говоря,
хороший сбор (в кассе было руб-
лей 100), что нам было очень важ-
но: несмотря на то, что буквально
негде было сесть, - было скучно,
потому что вечер лирики, так же
как и сама Щ епкина, - это было
несвойственно стенам «Собаки». Я
помню , как сейчас, интонацию
М аяковского, который сказал:
«Вдруг в “Собаке” - мертвая точ-
ка?!* Это был единственный вечер
провала в «Собаке*; лирические
поэты на фоне четвергов были
ужасно мертвы; обыкновенно вече-
ра были острее.
Я сидел с Верой Александров-
ной - моей женой, которая очень
признавала М аяковского. О на
была человек от искусства, очень
многое понимала. Вдруг Маяковс-
кий обращается ко мне: «Боричка,
разреши мне!* А он чувствовал, что
его не любят и на эстраду не пуска-
ют, что я и Кульбин - это един-
ственные, кто за него, и это была
его трагедия. «Разреши мне выйти
на эстраду, и я сделаю “эпатэ”. не-
множко буржуев расшевелю*. Тог-
да я, озлобленный тем, что вечер
получился кислый, говорю Вере
Александровне: «Это будет заме-
чательно*. и она говорит: «Ш парь-
те!» Маяковский вышел и прочи-
тал «Вам!» Это имело действие
грома, получились даже обмороки.
Была такая Т. Шенфельд, она что-
то делала в «Сатириконе*, ее это
так ошарашило, что она была в по-
луобмороке, полуистерике, ее это
шокировало больше всех. На сто-
роне Маяковского была Вера Алек-
сандровна, Кульбин и я, а все наши
остервенели, даже Кузмин. И тут
случилась примечательная вещь:
князь М ихаил Николаевич Вол-
конский, человек с огромной се-
ребряной бородой, лет 80-ти, ав-
тор многих исторических романов,
печатавшихся в «Ниве*, - был воз-
мущен публикой и, представьте
себе, не был возмущен М аяковс-
ким! Он бросился ко мне и сказал:
«Простите, мы еще не знакомы*
(а меня считали хозяином салона,
как ни странно, быть в «Собаке*
называлось «быть в гостях у Бори-
са Пронина», я назывался хунд-ди-
ректор). И вот по-старинному вос-
питанный человек, князь Волкон-
ский говорит мне: «Я у вас в пер-
вый раз, но, по-моему, происходит
глубочайшее недоразумение; раз-
решите мне выйти на эстраду и по-
говорить с собравшимися». Я го-
ворю: «Да, пожалуйста*. Я сразу
почувствовал, что у князя с сереб-
ряной бородой симпатия к нам.
Он ловко и остроумно высту-
пил, как совершенно светский в
прошлом человек (в нем было что-
то от Льва Толстого), и сказал при-
близительно следующее: «Я не по-
нимаю возмущения присутствую-
щих. М не кажется, что юноша, ко-
торый прочитал необычайные по
форме и необычайные по поэти-
ческой силе стихи, ю нош а-поэт
почему-то шокировал собрание. Я
тут в первый раз, всех вас вижу в
первый раз, но и юношу, который
прочитал великолепное, хотя и
странное, стихотворение, тоже. Я
нахожу, что если бы нецензурное
слово в последней строчке заме-
нить, то стихотворение этого не
рядового поэта было бы совершен-
но великолепным! И удивляюсь,
зачем вам дался этот юноша!» Он
действительно впервые увидел и
услышал Маяковского, но почув-
ствовал поэта, который прочел ин-
тересную вещь: а может быть, это
был своеобразный патриотизм:
этот князь был чрезвычайно штат-
ским и совершенно либеральным.
А те все озверели и не могли слы-
шать о Маяковском. Скандал пе-
ребросился в «Биржевые ведомо-
сти*. Появилась гнусная статья о
«Собаке*, а это могло вызвать ос-
ложнения в градоначальстве. На
вечере пресса в качестве «фарма-
цевтов» сидела обильно, но отчет
в «Биржевке» был пасквильный:
во всем-де виновата «Собака*, ее
правление и Маяковский, а о Вол-
конском, который лил масло на
бушующие волны, ничего не было.
Надо было спасать положение. И
мы решили пойти в «Биржевые
ведомости* втроем: Вера Алексан-
дровна - очень храбрая женщина,
Маяковский и я. М ы пошли чуть
ли не бить морды, объясняться с
сукины ми детьми, которые сами
же у нас бывают и нас поливают
4 4
Нсто/шн Петербурга.
. V .У
(31)/21ШЧ
предыдущая страница 78 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст