шая поставленные генерал-адми-
ралом и М орским министерством
задачи в Тихом и Индийском оке-
анах и на Дальнем Востоке в целом,
русская эскадра и отдельные ее суда
выполняли главную задачу - про-
тивостоять Англии, имевшей пере-
довой флот, и ее монополии на
океанских просторах.
В 1881 году лейтенант Г. Г. Ш а-
рон вернулся на Балтику, в Крон-
штадт. За участие в двух кругос-
ветных плаваниях он был пожало-
ван орденами Св. Станислава 3-й
степени и Св. Анны 3-й степени.
Время, в которое он служил, озна-
меновалось полным переходом от
парусного флота к паровому - бро-
неносному, что наложило на морс-
кую службу свой отпечаток. 1 мар-
та 1881 года народовольцами был
убит Александр I, и на престол всту-
пил его сын Александр III. Все из-
менилось во внутренней политике
России: эпоха «великих реформ»
закончилась бесповоротно, нача-
лись кадровые перестановки в ар-
мии и на флоте. На смену велико-
му князю Константину Николае-
вичу 13 июля 1881 года приказом
императора Александра III Глав-
ным начальником флота и М орс-
кого ведомства был назначен вели-
кий князь Алексей Александрович
(1850-1908), ставший полновлас-
тным, практически безраздельным
хозяином русского флота.
Если Гвардейский экипаж все-
цело принадлежал царской семье,
то 1-й ф лотский экипаж подчи-
нялся лично генерал-адмиралу и
назывался - 1-й флотский его им-
ператорского высочества генерал-
адмирала экипаж. Чтобы из кадро-
вых офицеров флота попасть туда
на службу, необходимы были твер-
дые знания морского дела, богатый
морской опыт, служебное усердие,
достаточный морской ценз и, ко-
нечно, удача.
..
21
апреля того рубежного для
России года приказом главного ко-
мандира Кронштадтского порта Ге-
оргий Шарон получил назначение
ревизором, а затем старшим офи-
цером (до 1889 года) на император-
скую яхту «Царевна», с 1883 года -
личную яхту императрицы Марии
Федоровны. Эта яхта была постро-
ена в Англии на верфи «Гулль и
Эрмикс» в течение 1874 года и со-
стояла в Гвардейском экипаже.
Имела водоизмещение 840 т, глав-
^^лужилый Петербург
ные ее размерения: 56,9x8,5x3,9 м,
скорость хода 13,5 узла, вооруже-
ние - четыре 4-фунтовые пушки
образца 1867 года. На яхте Георгий
познакомился
с
бессменным
ее ш турманом подполковником
А. А. Пашинниковым (1835-1889),
который прокладывал маршруты
всех ее царственных передвижений
по Балтийскому, Средиземному п
Черному морям. На яхте в это же
время служ ил старш им инжене-
ром-механиком Г1. И. Зотов, изве-
стны й своими изобретениями в
области паровых и опреснительных
систем на судах. В 1881 году на
«Царевне» он впервые применил
особый аппарат, называемый шумо-
укротителем, служившим для «бес-
шумного выпуска излишнего пара
из котлов*.
В 1884-1885 годах Георгий вы-
полнял также обязанности артилле-
рийского офицера на лодке «Туча*
и старшего офицера при вооруже-
нии на крейсере «Европа*. На па-
роходе «Работник* в шкиперном
отряде практической эскадры в на-
вигацию 1885 года состоял в долж-
ности флагманского артиллерийс-
кого офицера в плавании в Ф и н -
ляндских шхерах и Балтийском
море. Все эти должности необходи-
мо было изучить и освоить, так как
военный корабль служит для артил-
лерии, а артиллерия - это главное
оружие корабля, и все офицеры,
рассчитывающие в последующем
стать командирами, обязаны были
пройти артиллерийский практи-
кум. В 1887 году Георгий был про-
изведен в капитаны 2-го ранга и в
кампанию 1889 года стал команди-
ром на пароходе «Петербург* в пла-
вании между Кронштадтом и Пе-
тербургом. В 1890 году командовал
транспортом «Красная горка* в
плавании по Балтийскому морю. В
1891 году Георгий, будучи коман-
диром канонерской лодки «Грозя-
щий*, в составе отряда военных
кораблей Балтийского флота уча-
ствовал в откры тии Северного
морского канала императора Виль-
гельма I в Киле.
В 1896 году Г. Г. Ш арон был в
числе первых штатных слушателей
курса военно-морских наук при
Н иколаевской военно-морской
академии и пожалован орденом
Св. Владимира 4-й степени за 20
шестимесячных кампаний. В 1897
году состоял в следственной ко-
миссии по расследованию гибели
эскадренного броненосца «Гангут*.
26 января 1898 года высочайшим
приказом назначен командиром
крейсера 1-го ранга «Д митрий
Донской*, построенного в Петер-
бурге на Новом Адмиралтействе в
1885 году. За 20-летнюю службу в
составе флота иод командованием
11 командиров (капитан 1-го ран-
га Г. Г. Ш арон был 8-м ) крейсер
совершил ряд дальних океанских
плаваний с посещ ением портов
стран Европы, Аф рики, Америки
и Азии.
Крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской» в походе.
Фото из архива автора, публикуется впервые
Г/гаю/ш
.V?
3 ( 3 1 ) / 2 0 0 6
предыдущая страница 85 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст