л у ж и л ы й П е т е р б у р г
С
т р о и т е л ь с т в о
к о п и и
ф
р е г а т а
«
Ш
т а н
д
а р
т »
*
Фрегат «Штандарт».
Голланлская
гравюра начала XVIII в.
ЯОдашжды мне сообщили, что в
города есть место, где строят копии
старинных судов и теперь хотят
воссоздать трехмачтовый фрегат.
Я, честно говоря, поверил в это не
сразу. Мне было трудно предста-
вить, что в Санкт-Петербурге, в
тридцати минутах ходьбы от мое-
го дома, есть настоящая верфь, где,
как в петровские времена, стучат
топоры, поднимаются шпангоуты,
и что есть люди, увлеченные стро-
ительством парусников. И всем
этим уже десять лет занимается
морской
исторический
клуб
«Штандарт*.
Трехэтажный рубленый дом на
берегу Невы, окруж енный забо-
ром, очень походил на форт в духе
героев Стивенсона. Бревенчатые
стены первого этажа были увеша-
ны различными инструментами.
Чего здесь только не было: топо-
ры, рубанки, внуш ительные мо-
лотки, бухты веревок, блоки. У
печки чернел обиты й железом
сундук и рядом - чугунная пушка
без лафета. Деревянный трап вел
на второй этаж. Здесь стоял дубо-
вый стол с длинны ми лавками,
полки с книгами, а в углу - образ
Николая-угодннка - покровителя
мореплавателей.
Неожиданно мое внимание при-
влекли чертежи, висевшие на стене.
На них в различных сечениях и плос-
костях был изображен трехмачто-
вый парусник Петровской эпохи.
Рядом висела старая картинка этого
фрегата с подписью внизу: «Корабль
“Штандарт". Первый корабль Бал-
тийского флота но голландской гра-
вюре того времени*.
• Фото Л. Ю. Епатко.
А,
Ю . Е п а т к о
Я уже знал, что здесь будет
воссоздаваться копия одного из
российских фрегатов. Руководит
этим проектом Владимир Мартусь,
выпускник нашей Корабелки.
...Прошел месяц. Я несколько
раз забегал в клуб, но все не мог
застать капитана М артуся. Тем
временем работа над фрегатом
продвигалась. Ш есть могучих ду-
бов, сваленных друг на друга и по-
крытых снегом, - таков был пер-
вый материал для «Штандарта».
Через неделю, придя на верфь,
я с изумлением увидел выложен-
ный 22-метровый киль. Около него
стоял широкоплечий молодой че-
ловек и листал какие-то схемы.
- Вы корабль строите? - спро-
сил я неуверенно.
- Фрегат.
.. Но, для начала -
меня зовут Володя. - Он улыбнул-
ся и протянул мне руку.
Володя показал на чертеже рас-
положение палуб и пушечных пор-
тов будущего корабля. Острие его
карандаша легко бегало по бесчис-
ленным линиям и цифрам.
- Вот киль, который мы выло-
жили, здесь - каюты, а здесь, - Во-
лодя очертил карандашом, - будет
носовая фигура, но какая - мы еще
решаем.
Я слушал Мартуся и пытался
осознать грандиозность и в некото-
рой степени авантюрность задуман-
ного им проекта. При Петре I строи-
тельство кораблей было государ-
ственным делом и финансировалось
царской казной или богатыми зем-
левладельцами. Сотни работных
людей, приписанных к верфям, за-
готавливали лес для фрегатов. В од-
ной губернии - отливали пушки, в
другой - шили паруса.
. На что, ду-
мал я, можно рассчитывать теперь,
когда даже десяток досок стоит не-
малых денег, не говоря уже об нх
транспортировке. А сколько людей
нужно для строительства фрегата.
..
Раскрашенный рисунок из книги
«Новое галанское корабельное строение» (СПб.
. 1705)
8 7
Иппо/шн Петербуїич.
.V .')
(.V)/20011
предыдущая страница 88 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст