^ у л у ж и л ы й П е т е р б у р г
Я бы назвал Володю романти-
ком. если бы не знал о нем ничего.
После окончания Ленинградс-
кого кораблестроительного инсти-
тута Володя участвовал в плавании
на копии поморского коча. Усло-
вия плавания - приближенные к
средневековью: на 12-метровой
ладье отсутствовали двигатель,
электричество, и никакой связи с
внешним миром.
Через год - еще один поход.
Теперь уже вокруг Скандинавии.
В качестве старшего помощника
капитан Мартусь продолжал осва-
ивать навигацию и работу с пря-
мыми парусами. Кочи огибают са-
мую северную точку Европы - мыс
Нордкап и выходят в Гренландское
море. Здесь они попали в шторм и,
чтобы не потерять из виду друг
друга, вынуждены идти в связке.
Норвежские рыбаки приветливо
встречали наших мореходов. Н е-
слыханное дело: русские па кораб-
лях X V I века посетили богом за-
бытые фьорды!
После этого плавания Володя
построил собственный корабль.
И м стала
17-метровая
ш хуна
«Святой Петр* - копия русского
торгового судна X V III века. На
ней Володя отправился во Ф ран-
цию на традиционный фестиваль
парусников. На обратном пути
«Святой Петр» зашел в Лондон,
но, когда закончились сроки дей-
ствия виз, Володя, несмотря на
плохой прогноз, был вынужден
вывести корабль из гавани. Вско-
ре после выхода в Северное море
ш хуна попала в
11-балльный
шторм: на ее борту не было под-
робных карт и лоций, и поэтому
время от времени корабль скреб
днищем о подводные камни. Иног-
да мощные валы бросали его на
мель, раскачивали, срывали и не-
сли дальше.
.. «Был момент, - вспо-
минал Володя, - когда я подумы-
вал опускать на воду спасательные
плоты*. Но, слава богу, все обо-
шлось п «Святой Петр» благопо-
лучно дошел до Голландии. Там
М артусь узнал о проекте «Бата-
вия». Несколько лет назад группа
энтузиастов начала строительство
66-метрового торгового судна.
Проект был поддержан городски-
ми властями, вы деливш ими на
него солидные средства.
И м ен н о
после
посещ ения
«Батавии» М ар тусь понял, что
построить большой деревянный
парусник в принципе возможно.
Такой корабль мог бы стать свое-
образной визитной карточкой
Петербурга, его представителем
на международных фестивалях и
регатах. Долго решали, какой это
должен быть корабль. Было пред-
ложение строить пакетбот «Свя-
той Павел» Беринга, но Володя
остановился на «Ш тандарте»,
первом
ф регате
Б ал ти й ско го
флота, имеющим непосредствен-
ное отнош ение к С ан кт-П етер -
бургу и его основателю.
Однако, приступив вплотную
к проекту, имея на руках началь-
ные средства и удобное для пост-
ройки место, Володя столкнулся с
главной
проблемой:
чертежей
«Ш тандарта* ни в архивах, ни в
музейных коллекциях не сохрани-
лось. Приведенные в анналах мор-
ской истории описания его конст-
рукции далеко не полны. До обид-
ного мало дошло до нашего време-
ни изображ ений «Ш тандарта*.
Это, в общем-то, очень схематич-
ная гравюра и лист с расположе-
нием русского и шведского флотов
у острова Котл и н в 1705 году.
Помощ ь пришла, как всегда,
неожиданно. Оказалось, что в Во-
енно-морском музее уже несколь-
ко лет хранятся чертежи легендар-
ного фрегата. Они выполнены мор-
ским историком Виктором Край-
нюковым. Три года понадобилось
исследователю, чтобы собрать ос-
новные материалы о «Штандарте*.
предыдущая страница 89 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст