л у ж и л ы й П е т е р б у р г
«О главных размерениях фре-
гата, - пишет Крайнкжов, - можно
судить по двум корабельным доку-
ментам первой четверти XVIII
века
“Книги корабельного строе-
ния Олонецкой верфи” и “Списка
судов, построенных на Олонце". Из
них следует, что длина корпуса по
палубе составляет 90 голландских
футов (25,47 м), а глубина трюма
- 9 футов (2,55 м). Ф регат имел
три мачты с тремя ярусами пару-
сов, сшитыми из голландского ка-
нифаса. Судя по документам, ар-
тиллерийское вооружение “Ш тан-
дарта" в отдельные годы было раз-
личны м и составляло от 22 до
28 орудий»'. При работе над чер-
тежами Крайнкж ов использовал
методику построения корпусов ко-
рабля, приведенную в трудах гол-
ландцев Ван Эйка (1697) и Клауса
Аллярда (1705). В результате кро-
потливой работы историку удалось
восстановить близкий к достовер-
ности образ первого корабля Бал-
тийского флота.
Постепенно вокруг проекта со-
брались люди, увлеченные пару-
сом, поверившие в реальность Во-
лодиной идеи. В основном это
были ребята из клуба «Штандарт».
В свободное время они съезжались
сюда с разных концов города, что-
бы поучаствовать в «народном»
строительстве. Со временем наша
верфь стала напоминать настоя-
щий островок Петровской эпохи,
отгороженный от X X века деревян-
ным забором. Все было здесь нео-
бычно: и звон колокола, призыва-
ющий строителей на обед, и паль-
ба из пушки в честь праздника, и
сам фрегат - плод человеческого
воображения и труда.
Признаю сь, я до прихода на
верфь умел только заколачивать
гвозди, здесь же приходилось ос-
ваивать самые различные инстру-
менты - от бензопилы до иотеса.
Особенно запомнились первые два
года строительства, когда на вер-
фи работали около десяти энтузи-
астов. П остоянны й недостаток
средств чувствовался во всем: у
нас не хватало добротных инстру-
ментов, приходилось работать, в
буквальном смысле, с помощ ью
лома и топора. М ы не могли при-
обрести даже тент, столь необходи-
мый для укрытия остова корабля
от дождя и снега. Зимними вече-
рами работы велись при един-
ственном прож екторе, который
высвечивал из темноты гигантские
ребра «Штандарта». Зато как все
радовались, когда очередной шпан-
гоут с помощью веревок и блоков
поднимался на свое место.
..
К лету 1996 года «Штандарт»
стал похож на кита, выброшенного
на берег. Было в его конструкции
что-то мистическое.
.. Я часто за-
бирался внутрь этого «чудовища»
и расхаживал но деревянным шпан-
гоутам, осматривая будущее распо-
ложение кают, оснований мачт. Я
представлял себе «Штандарт» за-
терянным в океане: его потемнев-
ший буш прит нацелен в пусты н-
ный горизонт, наполненные ветром
паруса хлопают над головой, скри-
пят натянутые снасти, палуба ухо-
дит из-под ног - начинается бор-
товая качка. В тесной каюте капи-
тан склонился над картой и водит
но ней карандашом: «Где мы? Куда
плывем? Знают ли о нас?». А вок-
руг - бескрайний океан и чайки,
грациозно парящие над парусами.
...Листая пожелтевшие страни-
цы документов, рассказывающие о
Петровской эпохе, я каждый раз
волновался: вдруг увиж у что-то
новое о «Штандарте». К сожале-
нию, материалов о нем встречалось
мало, но кое-что удалось выяснить.
Возвращаясь из беломорского
похода 1702 года, Петр обратил
внимание на огромные сосновые
леса по берегам реки Свирь, и в
В поисках чертежей петровского «Штандарта»
(Публичная библиотека)
Неужели и здесь нет нашего кораблика? (Библиотека Академии наук)
89
И стічній Петербурга. М .4 (31)/2006
предыдущая страница 90 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 92 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст