лужилый Петербург
Почти все легенды называют
судно, на котором Петр сел на мель,
галиотом. Это название двухмач-
тового европейского судна ладожа-
не вскоре перенесли на большин-
ство кораблей, построенных Пет-
ром но «голландскому образцу*, и
оно вполне может быть примени-
мо к «Штандарту*.
Где же тогда находится Госуда-
рева мель?.
. Легенда дает прямое
указание, что корабль налетел на
камни недалеко от устья Свири.
Свирская губа вообще опасна для
судоходства, и наиболее коварная
здесь мель - банка Торпакова. Она
находится в восьми километрах от
мыса Сторожно, и глубина здесь с
человеческий рост. Современные
сухогрузы обходят эту мель сторо-
ной, ориентируясь ночью но пла-
вучему маяку.
Постепенно разбирал преда-
ния и карты южной части Ладож-
ского озера, ход событий 8 сентяб-
ря 1703 года.
Когда «Ш тандарт* впервые
вышел в Ладогу, Петр повел его к
мысу Сторожно, чтобы оттуда взять
курс на Шлиссельбург. Незнакомый
с лоцией этих мест, он старался дер-
жаться подальше от полуострова,
что и привело фрегат на подводные
камни банки Торпакова.
.. М ож но
себе представить удивление царя,
когда корабль «Штандарт» остано-
вился в четырех милях от берега.
Наверное, последовал молниенос-
ный приказ убрать паруса, и матро-
сы полезли по
вантам
вверх, чтобы
избежать опасного крена.
..
М ы знаем, что попытки сойти
с мели долгое время не удавались,
и Петр пересел на судно, названное
в предании «баркасом*. Это мог
быть один из шести небольших ко-
раблей, построенны х вместе со
«Штандартом* и сопровождавших
его в первом плавании.
Куда же Петр хотел направить-
ся в надвигавшуюся бурю? Впол-
не очевидно, что в сложившейся
ситуации флотилия оказалась бес-
помощна и не решалась двигаться
дальше. Теперь ей необходим был
лоцман, который мог бы вывести
корабли с мелководного участка. А
в Ладоге любой рыбак и есть са-
мый знающий лоцман. И Петр на-
правился в ближайший населен-
ный пункт, каким оказалось село
Сторожно, расположенное на од-
ноименном мысу. По пути к берегу
царь и его спутники попали в шторм
и «насилу доплыли к Сторожевс-
кому носу*.
О
дальнейших событиях пре-
дание умалчивает, но известно, что
фрегат «Штандарт* благополучно
прибыл в Петербург.
.. Первое бое-
вое крещение фрегат получил в
1705 году, когда ш ведский флот
предпринял попытку прорваться к
молодой столице. Как видно из
росписи кораблям, которые были
в баталии со шведами при Кронш-
лоте, «Штандарт*, усиленный до-
полнительными пушками, под ко-
мандованием капитана Де-Ланга
отважно держал оборону.
.. В пос-
ледующие военные кампании фре-
гат охранял Невское устье, но уже
Еще минута - и «Штандарт»
оторвется от земли
в 1709 году адмирал Крюйс при-
знал его ветхим и с согласия Петра
определил в ремонт. Видимо, ска-
залась спеш ка в строительстве
фрегата, не исключено, что мате-
риалом ему послужил сырой, не-
выдержанный лес.
Весной 1712 года обновленный
«Ш тандарт* начал свою вторич-
ную службу на Балтийском флоте,
а через семь лет его поместили на
почетную стоянку у Петропавлов-
ской крепости. Здесь, по указу царя,
он должен был храниться вечно,
как первенец флота и памятник
отечественного кораблестроитель-
ного искусства.
.. Однако благород-
ным намерениям Петра не сужде-
но было сбыться: к царствованию
Екатерины I корабль настолько
обветшал, что его пришлось разоб-
рать. В 1727 году императрица
представила Коллегии следующий
указ: «В намять его имени, какое
его величеством Петром I было
дано, заложить и сделать новый*.
Но смерть Екатерины и последую-
щая эпоха дворцовых переворотов
помешали построить копию леген-
дарного фрегата.
..
И вот спустя 270 лет ребята из
клуба «Штандарт* взялись выпол-
нить забытый указ императрицы -
вернуть Петербургу частицу его
былой красы. Но никто из них не
мог предположить, что это увлече-
ние станет почти непосильной за-
дачей для школьников и студен-
91
Нтю/шя Петербурга.
.V .7
(31)/200в
предыдущая страница 92 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст