^улужилый Петербург
92
тов. потребует терпения, знаний,
ф изического напряжения, силы
духа и растянется на года.
..
М ои знакомые часто спраши-
вали меня: «Когда же будет спущен
“Штандарт"*? Я обычно отш учи-
вался: «Приходите помогать - вот
и будет быстрее*. В самом деле,
первоначально спуск фрегата на
воду планировалось провести в
1996 году - к 300-летию русского
флота.
.. Затем - в 1997.
.. 1998 году.
..
Наконец, Мартусь назвал точную
дату, когда это грандиозное собы-
тие должно произойти - 4 сентяб-
ря 1999 года. Словом, на верфи
начался аврал. Каждое утро стро-
ители собирались в кают-компа-
нии, где капитан распределял зада-
чи на текущий день. Разговор был
далек от морской романтики:
- Сереж, почему еще не готов
транец? Что мешает закончить?
Вот тебе два бойца - занимайтесь.
..
Паша, насчет балласта договорил-
ся? Газорезка не работает? Хоро-
шо, я позвоню, решим этот вопрос.
Лида, что у тебя с мачтами? Буш п-
рит надо перевернуть? Пять чело-
век хватит?.
. Миша, выдели Лиде
пятерку покрепче.
.. Где у нас Дима?
Когда думаеш ь винты ставить?
Есть проблема? Сейчас спустимся
- посмотрим.
.. Да, самое главное,
после работы не расходиться -
придет машина с канатами.
..
Лето 1999 года строители фре-
гата вряд ли забудут. Они действи-
тельно сделали все возможное и в
столь сжатые сроки подготовили
корабль к спуску. В первую очередь
днище и борта фрегата были по-
крыты водостойким составом. За-
тем к килю притянули чугунные
блоки балласта. Были завершены
работы над пушечными портами,
проконопачена палуба, свое место
заняли две мачты
фок и бизань
(33-метровый грот был установлен
уже после спуска корабля на воду).
Особую гордость наших мастеров
составила резная корма с двугла-
вым орлом и Посейдоном на ко-
леснице. В центре кормы красовал-
ся герб Санкт-Петербурга с много-
значительной датой «1703*.
_
Впереди у нас оставался самый
ответственный момент проекта -
спуск фрегата на воду. В петровс-
кое время это осуществлялось про-
стым дедовским способом: под суд-
но подкладывали два мощных брев-
на, которые обильно поливали сви-
ным растопленным сапом. Непос-
редственно перед самым спуском
из-под днища выбивапись подпор-
ки, и корабль уже сам спускайся по
бревнам в воду. М ы тоже хотели
спустить « Штандарт* по-настояще-
му, как это было при Петре. Но на-
шим планам помешало строитель-
ство гранитной набережной, кото-
рая фактически отрезала верфь от
Невы. Честно говоря, я с трудом
представлял, как теперь Мартусь
собирается спускать фрегат.
.. Толь-
ко если с помощью какого-нибудь
крана-многотонннка. Но поднимет
ли он наш «кораблик?*. Точный вес
«Штандарта* был тоже неизвестен.
Предполож ительно
около
160
тонн.
.. Но вопрос решился доволь-
но скоро. В порту оказался мощный
плав-кран «Богатырь*, поднимаю-
щий до 300 тонн. Администрация
порта, узнав о предстоящем собы-
тии, предоставила его безвозмезд-
но на день спуска.
К этому времени известие о
спуске фрегата на воду распрост-
ранилось по всему городу. На ав-
тобусных остановках появились
рекламные щиты с видом «Ш тан-
дарта*, рассекающего волны. Газе-
ты подробно рассказывали о нашем
проекте и приглашали всех жела-
ющих стать очевидцами необычно-
го зрелища. Ожидалось прибытие
губернатора Санкт-П етербурга,
военно-морских оркестров Голлан-
дии и Британии, многочисленных
консулов и послов.
...Утро 4 сентября выдалось на
редкость ветреным, что могло ос-
ложнить спуск фрегата на воду. Из
окошка кают-компании было хоро-
шо видно, как быстро проносятся
над Невой кучевые облака.
.. С утра
к верфи начал стекаться народ, и
милиция заняла свои места в оцеп-
лении. К полудню приехали жур-
налисты и телевидение. Операто-
ры вовсю снимали «Ш тандарт»,
над которым возвышался гигантс-
кий плав-кран «Богатырь*.
...До спуска остается два часа.
Пока наши ребята заводят под дни-
ще фрегата стальные тросы, я ре-
шаюсь отключиться от суеты: под-
нимаю сь на верхнюю площадку
крана. Порывы ветра здесь более
чувствительны, и поэтому я не сни-
маю рук с холодных поручней. О т-
сюда хорошо видно, как по аллее,
ведущей к фрегату, движется люд-
ской поток. Я не верю своим гла-
зам - сотни, тысячи людей. Те, кто
уже подошли раньше, пытаются
протиснуться поближе к кораблю,
но их не пропускает милиция. Рас-
ставив желтые ограждения, она
сдерживает толпу. На бетонном за-
боре гроздьями повисла ребятня,
закрыв ногами рекламные щиты
спонсоров.
Всех строителей приглашают
на борт фрегата. Свящ енник слу-
жит молебен, как подобает перед
спуском каждого корабля. Я стою
позади товарищей, и до меня до-
носятся лишь отдельные фразы пе-
вучей молитвы: «Вовеки будет не-
потопляем.
..*
П риш ло время спуска. М ы
просим журналистов и фотогра-
И г п н ц ш я
//сті'/каді/и. .V Л
(.Ч 1)/2 1Ю 1>
предыдущая страница 93 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 95 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст