я
ецензии
96
Экспед и ц и и заготовления государ-
ственны х бумаг), музеях м ногих за-
водов и научны х учреж дений, мемо-
риальных (например, Кабинет-музей
Н . И . Вавилова в Н И И растениевод-
ства, носящ ий имя замечательного
ученого, или М ем о ри ап .н ы й музеи-
квартира академика И . П . Павлова
И н с т и т у т а ф и зи о л о ги и Р А Н ). И з
«упущенных» можно отметить М узей
игруш ки и Санкт-Петербургский м у-
зей кукол.
Сущ ественно расш иряет грани-
цы наш их зн ан и й о С а н к т-П е т е р -
бурге раздел «Ч астны е музеи», это,
как правило, узко п ро ф и л ьн ы е, о т -
кры ты е совсем недавно и п о это м у
мало ко м у известны е музеи. С р ед и
них м ож но назвать истори ко -архе-
ологический музей «700 лет — Л ан-
д с к р о н а , Н е в с к о е у с т ь е , Н н е н -
ш анц», п о яви вш и й ся в ию ле 2003
года и вклю чаю щ ий, главны м обра-
зом. пам ятники, обнаруж енны е при
раскопках в начале 1990-х годов. Ч а-
с ти ч н о о н и о т н о ся тся к и сто р и и
эти х м ест с д опетровской эпохи.
М н о ги х тур истов заинтересую т
среди частн ы х м узеев Н а р о д н ы й
литературны й музей О стап а Бенде-
ра, откры ты й в ию ле 1995 года, и
М у зе й п етер б ур гско й свадьбы . В
первом эк сп о н и р у ю тся предм еты
бы та 1920 — 1930-х годов, упом инае-
мы е на стр а н и ц ах п оп ул яр н ы х ро-
манов И . И льф а и Е. Петрова. Здесь
находятся и материалы о не извест-
ных ш ироком у читателю страницах
эти х л и тер а тур н ы х п роизведений.
Д и р е к то р музея А . В. К о то в со о б -
щ ает и о н ал и чи и эк скл ю зи в н ы х
материалов, посвящ енны х п рототи-
пу О стап а Бендера — О с и п у Ш ору,
о котором рядовой посетитель, как
правило, ничего не знает. « Л итера-
турны й герой О стап Бендер раскры -
вается как образ, объ ед иняю щ ий в
себе характерные черты того време-
ни, как свидетель реальны х со б ы -
ти й в реальны х и сто р и ч е ски х м ес-
тах»,— п и ш ет К ото в. Такая хар ак-
тер и сти ка сразу превращ ает м узей
од ного л и те р а тур н о го героя в х р а-
нилищ е, иллю стрирую щ ее и сто р и -
ческую действительность.
Те же черты определяю т другой
частны й музей Петербурга
М узей
петербургской свадьбы , созданны й
работникам и З А Г С а при п ом ощ и
М узея истории Санкт-П етербурга и
открытый к 300-летию города (27 мая
2003 года). Его значение прежде все-
го — в восп итании уваж ения к тр а-
дициям, разъяснении смысла свадеб-
ных обрядов. Такого рода музей —
единственны й в России. «Собирая и
изучая старинны е платья, аксессуа-
ры , п р е д м е ты б ы та, мы в н о в ь и
вновь пы таемся п остичь секрет гар-
монии и одухотворенности, скрытый
в предметах старины . А сам о со б и -
рательство сродни творчеству, ког-
да из рассеянны х по свету ф рагмен-
тов бы лой ж изни создается все б о -
лее цельная картина»,— резю мирует
важ ность подобного музея в позна-
нии собственной истории руководи-
тель музея О . И . М орозова.
'
С о с т а в и т е л и с п р а в о ч н и к а в
стремлении дать максимальны е све-
дения об интеллектуальны х интере-
сах горожан в разные периоды ж изни
бывш ей российской столицы помес-
тили в справочник два прилож ения:
« М узеи, существовавшие в Петербур-
ге в конце X I X - начале X X веков» и
«О музейны х проектах». Первое, как
явствует из заглавия, расширяет рам-
ки наш их представлений о прош лом
города, второе — нацелено в будущее,
позволяет узнать приоритетны е на-
правления музейного строительства
в Петербурге. В первом перечне — бо-
лее 100 названий м узейны х органи-
заций с первоначальными сведения-
ми о них. Здесь мож но найти данные
о Географическом музее. М узее до-
петровского искусства и быта. М у -
зее известного истори ка великого
князя Н иколая М ихайловича, кото-
рому мы обязаны м ногим и исследо-
ваниями и справочны ми изданиями
о России, в частности, изданием не-
крополей и сборников русских порт-
ретов X V III
X IX с т о л е т и й ,а н а л и -
зу характера Александровской (Алек-
сандра I) эпох и и др.
Сборник в целом свидетельству-
ет о лю бви составителей к родному
городу, о стремлении охватить тем у
м акси м ал ьн о полно, рассказав не
только о ее воплощ ении в прошлом и
настоящ ем, но и о перспективах на
будущее
В заклю чение м ож но о тм ети ть
в этом ценном справочнике отдель-
ны е н е со в е р ш е н ств а , ч то м о ж е т
быть небесполезно при переиздании
работы . П реж де всего — о п онятии
«малые музеи». С о став и те л и о тн о -
ся т к ни м музеи с небольш ими ф он-
д ам и . М е ж д у тем во п р о с не та к
прост, и в перечне музейны х органи-
заций, на наш взгляд, п ри сутствует
некий «перебор». «М алы е музеи»,
как нам каж ется, терм ин не «ариф -
м етический», но содерж ательны й,
предполагающий прежде всего узкую
специализацию . Так, И сторический
архитектурно-худож ественны й м у -
зей К ронш тад та вряд ли подходит
под рубрику «малый», ибо для свое-
го города является основны м. Т о же
относится и к Краеведческому музею
г. Л ом он о сова, ибо, вне за в и си м о с-
ти от количества экспонатов, крае-
ведческие музеи в каж дом городе —
среди главны х. Б езусловно, нельзя
п ри ч и сл и ть к «малым музеям» М у -
зей обороны и блокады Ленинграда —
уникальны й по теме и задачам, един-
ственны й в стране. Вряд ли оправда-
но включение в путеводитель особня-
ка граф а Р у м я н ц е в а — ф и л и а л а
Го суд арствен н о го м узея и с т о р и и
С а н к т-П етер б ур га . И ск усств ен н о е
расш ирение понятия «малые музеи*
п ривод ит к разм ы тости его границ.
П онятно, что в данном случае соста-
вители руководствовались благород-
ны ми нам ерениям и, но при таком
подходе мож но обнаруж ить сегодня
или со временем ины е ф илиальны е
хранилищ а, по сущ еству не отд ел и-
мы е от основны х. У сл овно п р и ч и с-
ление к «малым музеям* Ц ерковно-
археологического музея С а н к т -П е -
тербургской духовной академии и се-
м инарии. К «ш кольны м» она о тн о -
си тся л и ш ь по м естополож ению . В
д ей ствител ьности, с учетом тр ад и -
ций и разнообразия фондов, его зна-
чение значительно шире. Странны м
выглядит и включение в разряд «про-
ш лы х малы х* действую щ его п он ы -
не и имею щ его ф онд в 115 ты с. еди-
ниц хранения, а с п ри сово куп л ен и -
ем сю да ф илиалов: музеев И . Е. Р е -
пина, II. ГГ Ч и стяко ва, А . И . К уи н д -
ж и, И . И . Бродского, что еще у вели-
чивает общ ее числ о эк сп о н а то в ,—
многопроф ильного музея.
Конечно, всякое начинание име-
ет определенны е издерж ки, и надо
надеяться, что следую щ ие вы пуски,
столь нуж ны е специалистам разных
отраслей знания и тем, кто интересу-
ется сферой Санкт-Петербурга,будут
соверш еннее. В целом сб о р н и к —
замечательное начинание, осущ еств-
ленное людьми, искренне лю бящ ими
свой город и заинтересованны ми в
осущ ествлении его культуртрегерс-
кой м и сси и . Х о ч е тся пож елать кол-
лективу Городской п убл ичной б и б -
лиотеки продолж ить начатое и п о -
благодарить настоящ их и будущ и х
составителей.
П спиуш я 11<,тг1юур/а.
Л?
3 (3 1 )/2 0 0 6
предыдущая страница 97 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 99 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст