тцы города
10
И .Ї-П Г.
Щ ИНИ^Р
1-1-ЧНИ1'.
.
-
х
і
, *
*,:®£У***Г * -
.~Л*.
*
^
А ^ ' г
- г
/ ’■
*
^ Л ‘ ^
т.
Ий4.нсыры ПЕТр^ЬиСМІ Ч*№Д|ГН*Ь і Ілім НИ СЛфкнЛГЬ к □,* нь аікриімч
пдлнтмлнн Марну |М.*р<-=^-
I ГПЬ. Энчцшщ*. 1 ЛЬ». Лумічірчи. И. ї Т-ЗР. Ппнмрн,
т.; ь. Ек^йУіллр,
6,
тр*. Зад н.і. 4. те«. Лилии«. 7. п * , Лиеееечп«- Н. тй«- Впсн». Э. юв, Р а м
10. іаі. Иан».
Г. Е. Зиновьев на открытии памятника К. Марксу.
Петроград. 1918 г.
сок истории русской революции»5,
«Петроград теперь - воплощение
истории. Трудно найти такую пло-
щадь, такую улицу, которая не была
бы определенны м м естом и с то -
рии», «В Петрограде, как в живой
книге, можно читать историю на-
шей революции»6. Постоянно пере-
числяя места в городе, где происхо-
дили те или иные революционные
события, тюрьмы, в которых томи-
лись «провозвестники свободы», он
наделял их новым значением, тем
самым стремился больш евизиро-
вать чуть ли не всю историю горо-
да. Э ту же цель преследовал и ин-
тенсивный процесс переименова-
ния городских улиц и площадей,
установления новых памятников,
увековечения героев революцион-
ного движения. Зиновьев стремил-
ся превратить город в своеобразный
памятник революции во всесоюз-
ном масштабе и хранителя револю-
ционной традиции.
О сн о в о й
«м иф ологической
картины мира» являются представ-
ления о космосе и хаосе, преодоле-
ние которого есть центральная тема
любого целостного мифа7. Ключе-
вая оп пози ци я «петербургского
мифа» Г. Е. Зиновьева - это импе-
раторский Петербург (хаос) и со-
циалистический Петроград (кос-
мос). Дореволюционный Питер -
«город Распутина» - олицетворял
для Зиновьева нечто противоесте-
ственное и неупорядоченное. «Здесь
скоплялось чиновничество, скопля-
лись целые пласты буржуазии и ее
лакеев.
.. помещ иков и плутокра-
тов». Н о внутри Петрограда, по сло-
вам Г. Е. Зиновьева, отш лиф овы-
вался питерский рабочий, и «про-
летарский гений одержал величай-
шую моральную победу в этом го-
роде»8.
О ктябрьско е восстание
представало, с его слов, как акт тво-
рения нового мира.
В мифе Г. Е. Зиновьева хаос в
основном был преодолен, и питер-
ский пролетарий вы ступал заст-
рельщиком в установлении раци-
онального устройства общества:
«Петроград первый наладил гран-
диозны й аппарат общ ественного
питания», «Петроград первый при-
влек в массовом масштабе женщин
работниц к государственной рабо-
те», «Петроград первый вооружил
около тысячи работниц, поставив
их в качестве м ил иционерок на
охрану великого города».
Другой элемент мифа Г. Е. З и -
новьева - это представление о го-
роде на Неве как центре всего су-
щего. «Петроград - изумительный
город. Петроград и вправду город,
на горе стоящий». Библейская ме-
тафора, вероятно, подразумевала,
что город обрел иную ипостась.
Здесь обретена истина, которая
преобразит весь мир. «Петроград,
как маяк, светит мыслящим рабо-
чим и крестьянам всей России».
П итерский рабочий «понес в де-
ревню свет, это он стал настоящим
вождем возрождающейся к новой
жизни, далекой, занесенной сугро-
бами русской деревни». Н о мир
гарм онии и п орядка « К расны й
П етроград, великий бунтовщ ик,
первый город пролетарской рево-
люции, колыбель III Интернацио-
нала», должен установить не толь-
ко в России, но и за рубежом, где
царит еще хаос. Поэтому Г. Е. З и -
новьев призывал вернуть столицу
в Петроград, ибо только так питер-
ский пролетариат - демиург исто-
рии - мож ет исполнить миссию
установления советской власти на
земном шаре.
Таким образом, Г. Е. Зиновьев
своеобразно трансформировал пре-
жний «петербургский миф», вклю-
чив в свою идеологическую модель
Г Е. Зиновьев на открытии памятника немецкому социалисту
Ф. Лассалю. Петроград. 1918 г.
В 1930-е гг. на одной из фотографий лицо Г. Е. Зиновьева было стерто
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 9 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст