ригороды
М и р
Царицына
острова
И. О. Пащинская
Сад и фонтан «Нарцисс» на Царицыном острове.
Е. Даммюллер по рис. К. Брожа
Вазы на террасе павильона.
Фото автора. 2005 г.
Сад - произведение и скусст-
ва, выделяющее и подчеркиваю -
щее genius loci, и, одновременно,
творение, наполненное метафора-
ми, ассоциациями, воспоминани-
ями и мечтами об иных мирах.
Создание озерного Колонист-
ского парка в Петергофе определя-
лось желанием императора Н и ко-
лая I устроить мир воплощенной
мечты для супруги - императрицы
Александры Федоровны, урожден-
ной принцессы Ш арлотты П р у с-
ской (1798-1860).
Как писал биограф императ-
рицы А. Т Гримм, именно Алексан-
дра Ф едоровна упросила своего
супруга внести гармонию в мир
Петергоф а1. Сама императрица в
своих воспом инаниях отмечала,
что Петергоф она полю била при
первом же знакомстве с ним2.
Многообразные парковые, ар-
хитектурные ассоциации и цитиро-
вания, используемые при создании
нового парка, призваны были со-
здать мир, ей понятный, близкий,
ею «читаемый», воплощающий ее
представления об идеальном.
Сад есть воплощ ение рая на
земле. Созданием садов и парков
в своих загородных резиденциях в
1820-1850 годах активно занима-
лись братья Александры Федоров-
ны. С та р ш и й брат, кр он п р и н ц
Ф ридрих Вильгельм (1795-1861),
в
1826
году
начал
создавать
«Сиам», как назы вал он страну
мечты, в своем имении Ш арлот-
тенгоф. С трастно влю бленны й в
Италию, он воплощал образ стра-
ны счастья, сотрудничая с талант-
ливым архитектором К. Ф . Ш ин-
келем (1 7 8 1 -1 8 4 1 ). К ро нп р и н ц
участвовал в создании построек
имения и формировал парк вмес-
те с директором королевских са-
дов П . Й . Л енне (1 7 8 9 -1 8 6 6 ).
Идеи и образы, ассоциации и ци-
тирования, использованные крон-
принцем при создании Ш арлот-
тенгофа, были понятны Александ-
ре Ф едоровне. О н а была очень
близка со своим старшим братом.
О н поверял ей свои самые сокро-
венные мечты и самые безумные
планы. Вместе мечтали они о «бо-
жественной Италии», погружались
в загадочную экзотику востока и
п озво л ял и себе очаровы ваться
средневековыми ры царскими ро-
манами3.
О гр ом н ое вним ание уделял
своем у им ению Гл и н и к другой
брат Александры Ф едоровны -
принц Карл (1801-1883). Знаток
садового искусства А. Регель отме-
чал, что парк в Глинике был во всей
красе отделан не садовым мастером
П. Й . Ленне, а самим принцем Кар-
лом4. Конечно, активная деятель-
ность Карла, который часто посе-
щал Россию и долго жил в Петер-
бурге, была известна императорс-
кой чете. О н и видели результаты
его трудов. Так, В. А. Ж уковский,
соп ровож давш ий Н и к о л ая I и
Александру Федоровну в их поез-
дке в Пруссию в 1829 году, отме-
тил в своем дневнике 29 июня (по
ст. ст): «Освещение церкви, Глини-
ке. Р1аиешше1»5. Во время этого
визита состоялось и посещ ение
Ш арлоттенгоф а, которое сопро-
вож далось беседой об И та л и и 6.
М ож ет, именно тогда у Н иколая
Павловича возникла идея созда-
ния уголка Италии в Петергофе7.
П р и н ц Вильгельм П р усск и й
(Вильгельм I, 1797-1888) создал
имение Бабельсберг - готический
мир средневековья. Работы в его
парке первоначально такж е вел
П. Й . Ленне. Затем в Бабельсберг
13
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 12 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст