ригороды
зового павильонов (арх. А. И. Ш та-
кеншнейдер, 1845-1850), а также
галерея Сельского приказного до-
мика на Бабигоне (арх. А. И. Ш та-
кеншнейдер, 1844)24. С башен Ц а-
рицы на и Ольгиного павильонов
был виден пруд, К о л о н и стск и й
парк, домики Александринской не-
мецкой колонии и дом А. Гейрота,
церковь
П етра
и
Павла
(арх.
К. А. Тон, И. И . Ш апошников, 1835-
1839), чуть позже - поднявшиеся
средневековые баш ни Коню ш ен
(арх.Н. Л. Бенуа, 1848-1855). С ба-
шен павильона обозревались и сто-
явшие вдоль Самсоньевского кана-
ла Дом полиции (арх. И . Ш арле-
мань, 1845-1851), частны е дома
В.
И. Трувеллера, Х. Е. Лазарева с
их башнями, дом А. П. Кож евни-
кова, а также особняк «купеческо-
го сына» Я. В. Пальгунова, выстро-
енные в подражание итальянским
постройкам. Н а самом берегу пру-
да располагалась «Ванная» в готи-
ческом стиле.
Н а южном берегу пруда насы-
пали горку, что придало местности
дополнительное очарование. Н а
ней были установлены гальвано-
пластическая копия скульптуры
П. Ставассера «Нимфа и сатир» и
полукруглая скамья.
С южной же стороны пруд рас-
ширили, и в той его части был со-
здан маленький овальный Кроли-
чий остров. Использование остро-
вов для разведения кроликов -
античная традиция, продолжавша-
яся в эпоху Ренессанса и барокко.
Э ти островки в античной тради-
ции - символы разрушения границ
времени непрерывной сменой по-
колений. В конце X V II века остров
близ Потсдама, который позже по-
лучил название Павлиньего, и с-
пользовался для содержания и раз-
ведения кроликов и почти столе-
тие, весь X V III век, носил назва-
ние Кроличьего. М . Зайлер пола-
гает, что кроличий остров в парке
Вальзанцибио около Венеции по-
служил образцом для острова близ
Потсдама25. Возможно, он стал об-
разцом и для острова в Петергофе.
О дноврем енно с кроли кам и
для острова Большого пруда в 1845
году по повелению императора из
Царского села были привезены че-
тыре пары лебедей для содержания
на Большом озере26.
В мифопоэтической традиции
лебедь связан с Афродитой, Апол-
лоном, Зевсом, Л едой, Орф еем.
Л ебедь - сим вол возрож дения,
чистоты , целомудрия, мудрости,
п роро чески х способностей, п о -
эзии, муж ества и соверш енства.
Несомненно, символическое зна-
чение образа гордой птицы учиты-
валось при устройстве островов и
окружающего их пространства.
Д окум енты свидетельствую т,
что в те годы в Петергофе содер-
жали павлинов27. П озволим себе
предположить, что их привозили
на острова.
.. Павлин - птица Геры,
супруги Зевса, он ассоциируется в
разны х традициях с изобилием ,
плодородием, бессмертием. С об-
разом павлина часто связываются
мотивы созерцания, любования. В
Византии павлин считался царской
птицей. П авлины были важ ным
элементом римских садов, в ран-
нем христианстве они символизи-
ровали рай и воскрешение из мер-
твых. Э ти райские птицы гуляли
по Павлиньему острову близ П от-
сдама. Белые павлины - одна из
достоприм ечательностей Борро-
мейских островов.
Сад на Ц арицы ном острове,
так же как остров и павильон, стал
материальны м воплощ ением тех
ассоциаций, воспоминаний, пред-
ставлений , которы е связы вали
императрицу с ее родиной, с близ-
кими ей людьми. И одновременно
он был создан как самостоятельное
и оригинальное произведение ис-
кусства.
Цветы и скульптура на остро-
ве производили самое яркое впе-
чатление на соврем енников. До
создания цветников на новом ост-
рове цветы, появлявш иеся в пар-
ках П етергоф а в николаевскую
эпоху, вы саж ивались на новы й,
модный в 1820-1830 годах манер
в виде свободно располож енных
к л у м б 28. И м ен н о таки м и бы ли
цветники у Коттеджа и Фермы. Н а
Царицыном же острове был создан
сад в подражание античным. План
его цветников напом инает сады
императорского Рима, с их подчер-
кнутыми краями и строгим рисун-
ком. Вполне закономерно предпо-
ложить, что создание именно таких
цветников на острове в Петергофе
связано с идеями, которые вопло-
щал Ф ридрих Вильгельм в П отс-
даме. М . Зайлер отмечает, что в
диалоге с кронпринцем садовый
мастер П. Й . Ленне нашел путь к
«внедрению» специальных геомет-
рических садов в контекст пейзаж-
ных парков. Первы м местом, где
это произош ло, стал Ш арлоттен-
гоф. Создание таких цветников
логически вытекало из изучения
К . Ф . Ш и н кел ем и Ф р и д р и х о м
17
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 16 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 18 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст