П
ригороды
18
Вильгельмом описания садов Пли-
нием-младш им29.
Создание таких цветников -
отражение общеевропейской тен-
денции «музейного» отношения к
садоводству и одновременно зна-
чительного расширения коллекций
растений30. Обе эти тенденции, ха-
рактерные для садового искусства
европейских стран, ярко прояви-
лись при создании сада на Ц ари-
цыном острове.
В садовом искусстве того вре-
мени наряду со многими другими
историческими стилями стал ш и-
роко использоваться неоитальяс-
кий стиль, когда сады ограждались
подстриженной изгородью и офор-
млялись балюстрадами, статуями,
прямыми гравийными дорожками
и регулярным бассейном с фонта-
ном. Этот стиль пришел в сады X IX
века из античных римских садов,
позже отраженных в регулярных
итальянских садах эпохи Возрож-
дения и продолживших свое суще-
ствование в Версале31.
Планы таких садов X I X века в
черно-белом изображ ении почти
не отличались от планов садовых
партеров X V II и X V III веков. Н о в
цветовом решении они были прин-
ципиально другими, т. к. в них ис-
пользовались не только песок, гра-
вий, земля, трава, но и огромное
количество новых цветов, приво-
зимых из Северной и Ю жной Аме-
рики, из Ю жной Африки, которые
с 1830-х годов начали ш ироко
культивироваться в Европе. П е -
ларгонии, вербены, кальцеолярии,
лобелии и петунии, высаживавши-
еся в больш их количествах, при-
дали невиданную прежде яркость
партерам32.
Таким модным цветочным са-
дом со строгими регулярными ри-
сункам и ц ветников в античном
стиле был сад на Царицыном ост-
рове.
И м ператор принял активное
участие в устройстве сада на Ц а-
рицыном острове, один за другим
откл о н яя варианты проектов и
предлагая свои решения33. Извест-
но, что Н иколай I обсуждал про-
ект Царицына павильона с братом
императрицы, прусским королем
Ф р и д ри х ом Вильгельм ом IV во
время его пребывания в Петерго-
фе в 1842 году и прислушался к его
совету «возвысить» башню пави-
льона34. М ож ет быть, в создании
сада, регулярный характер которо-
го был спланирован на заклю чи-
тельной стадии, также принял уча-
стие и Ф р и д р и х В ил ьгел ьм IV.
Этот вопрос нуждается в дальней-
шем изучении.
Сохранивш иеся счета главно-
го петергофского садового масте-
ра П. Эрлера (1793-1857) свиде-
тельствую т о приобретении м но-
жества различных цветов для сада
на Царицыном острове. В 1844 году
вместе с другим и цветами были
куплены восемьсот кустов роз35.
Это не оставляет сомнений в том,
что один из цветочны х партеров
или его часть был сф ормирован
как сад роз36. В связи с этим инте-
ресно отметить, что первый розо-
вый сад в П р усси и был создан в
1821 году на Павлиньем острове. В
пейзажном парке острова он был
сформирован в виде лабиринта. В
1830 году П. Й . Ленне спроектиро-
вал круглый розовый сад для прин-
ца А л ьбрехта, младш его брата
Александры Федоровны, в Берли-
не. П. Й. Ленне же в 1835 году со-
здал Розовы й сад в форме круга
около
Ш арл оттенгоф а.
Ф о р м а
круга повторялась и в проекте цвет-
ников архитектора А. И . Ш такен-
ш нейдера. Ц ветн и ки на острове
были разделены на прямоугольни-
ки, но посадки цветов создавали
точно читаемы е круги в каждом
квадрате. Круг как символ необы-
чайно многозначен, но главное его
значение состоит в том, что рай
воображается в форме круга. Н е -
сомненно, эти сады испы тали на
себе влияние знаменитого законо-
дателя садовой моды Х . Рептона
(1752-1818), который создал круг-
лый розовый сад в Англии в Эш -
ридже в 1816 году37.
В документах садового масте-
ра П. Эрлера указы вается, что с
1844 года на острове находилось
много померанцевых деревьев. Над
внутренним садиком и перголой на
зимнее время собиралась оранже-
рея из застекленных щ итов. Она
отапливалась печами, которы е
каж дую осень раскры вались во
внутреннем садике, а на лето засы-
пались землей. Именно в той оран-
жерее сохранялись померанцевые
деревья, виноград и плющ. Все эти
растения в европейской культур-
ной традиции обладают символи-
ческим смыслом, и, без сомнения,
этот смысл был ясен и понятен вла-
дельцам острова.
Апельсины были образом зо-
лотых яблок Гесперид из сада бо-
гов, которые Гея подарила Гере к ее
свадьбе.
Плющ в греческой мифологии
посвящен Дионису, а у христиан он
сим волизирует верность. Плю щ
часто использовался как символ
женственности, обозначающий по-
требность в защите.
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 17 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст