ригороды
В последнее время опубликова-
ны работы, показы ваю щ ие роль
символов, которые выполняли цве-
ты в жизни Александры Федоров-
ны и близких ей людей38. Об альбо-
ме акварелей, подаренном императ-
рице на ее шестидесятилетие, хра-
нящемся ныне в Русском музее, на-
писала
Е.
Гаврилова.
Каж ды й
лист альбома посвящен году жизни
императрицы (1817-842). Наряду
с изображением мест, где происхо-
дили в том году важные для нее со-
бытия, и изречениями, на листах
изображены с необыкновенной точ-
ностью различные растения - белые
розы, розовые лилии, маки, цветы
шафрана и темно-синие пролески и
т. д. Н а листе, посвященном 1842
году - году двадцатипятилетнего
ю билея свадьбы им ператорской
четы, - изображение плюща. Имен-
но плющ имел особое значение в
том году для им ператрицы . Э то
подтверждается подарком, препод-
несенном ей к юбилею членами се-
мьи. 30 июня 1842 года, в канун дня
рождения Александры Федоровны,
ее второй сын Константин Никола-
евич записал в дневнике: «После
обеда M am a мы все дали серебря-
ны й бокал, на кры ш ке которого
были 24 (по ошибке, должно быть
25) плющевые листа. Н а первом
написано Александр, на втором
Мария, через три листа, то есть че-
рез три года, Ольга, через три опять
Александра, через два Константин,
через четыре Николай, за ним М и-
хаил, через восемь Максимилиан,
за ним Мария»39. Имена детей, зятя
и невестки на листьях плюща не слу-
чайны.
Плющ - это и язычески-вакхи-
ческий атрибут, и эмблема веселья,
а также образ любви и дружеской
преданности. Плющ связан и с сим-
воликой бессмертия40.
С м ы сл подарка Александре
Федоровне определяется значени-
ем любви и преданности, одним из
м ногих семантических значений
этого растения.
И , конечно, совсем не случай-
но именно плющ два года спустя
высадили на Царицыном острове.
Л. Т. Пашкова в статье, посвя-
щ енной изучению бы тового и с -
пользования кабинетов Александ-
ры Ф едоровны в Зимнем дворце,
отмечает широчайшее распростра-
нение языка цветов в ту эпоху в
Германии.
Это определялось и сохранив-
ш имися традициями средневеко-
вой миф ологии, и эстетикой ро-
мантизма, с одной стороны, и би-
дермейера - с другой.
Его бытование имело чрезвы-
чайно широкий диапазон, и необы-
чайно важным было знаковое зна-
чение слож ной и тонкой р асти -
тельной символики.
Язы к цветов был хорошо зна-
ком Александре Федоровне и всем
членам ее семьи41.
Счета главного петергофского
садового мастера П. И . Эрлера на
покупку цветочных семян и цве-
точн о й рассады для устро й ства
сада и реестры цветов садовых ма-
стеров А. П. Эрлера и В. Ауриха
дают яркое представление о мно-
гообразии цветов в саду на остро-
ве в Петергофе. В них указывались
как новые виды, появивш иеся в
европейских садах в первой трети
X I X века, так и цветы с древними
семантическими значениями в ев-
ропейской культуре.
Виноград, роза, лилии, приму-
лы, воздушный жасмин, маргарит-
ки, виолы триколор - флорошиф-
ры эти х растений, несом ненно,
были прекрасно знакомы императ-
рице. Цветы «разговаривали» с ней
на ее острове, выражали ее чувства
и м ы сли, п онятны е и бли зком у
кругу приглашаемых на Царицын
остров42.
Скульптура, украшавшая сад,
должна была подчеркнуть его «ита-
льянский» характер и играла важ-
ную роль в смысловой насыщенно-
сти сада. П р о гр ам м н ы м мож ет
считаться подбор скульптуры для
большой мраморной скамьи напро-
тив главного входа в павильон у
ф онтана «Н арцисс» . Н а скамье
были установлены копии колос-
сальных бюстов Ю питера Сарапи-
са Бриаксида и Геры Ф арнезе, и
статуи Ф л о р ы и Ц ереры . Ц а р -
ственная чета О ли м па и богини
цветения колосьев, цветов и садов
и произрастания злаков, произво-
дительных сил земли говорили о
характере того уголка Петергофа.
В образе Ю питера Сараписа в эпо-
ху поздней античности слились
представления о верховном боже-
стве и о боге плодородия Сарапи-
се, которы й изображался с кала-
фом на голове. Ю питер - бог неба
и света, дух деревьев, его симво-
лом почитался дуб. Наверное, не
случайно рядом с той скамьей сра-
зу же высадили большой «кронис-
тый» дуб. В ся скульптура была
выполнена при создании сада на
острове в мастерской скульптора
Трискорни43, что свидетельствует
о ее не случайном подборе. Не слу-
чайной была и установка в 1844
году в ниш е ю жного фасада уже
гальванопластической копии зна-
м ен и то й
статуи
« М о л ящ его ся
мальчика» из коллекции Ф ридри-
ха Великого44.
Образец той статуи - самая зна-
менитая античная статуя на берлин-
19
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 18 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст