П
ригороды
ской земле (сегодня - в Пергамон-
музее). В X IV веке она была найде-
на при раскопках на Родосе, около
городской стены близ гавани. Воз-
можно, «Молящийся мальчик» сто-
ял в обрамлении тридцатиметрово-
го Колосса Родосского, одного из
семи чудес света. До того как ее при-
обрел в 1747 году Ф ридрих II, она
находилась во многих знаменитых
коллекциях. Прусский король рас-
порядился установить ее на терра-
се перед дворцом Сан-Суси. Сидя
за письменным столом в библио-
теке, он видел любимую статую. В
1806 году была она отправлена Н а-
полеоном на несколько лет в П а-
риж и выставлена в Лувре. В 1830
году вместе с другими антиками
статуя заняла свое место в ново-
вы стр о ен н о м С та р о м м узее на
М узейном острове. С татуя была
настолько лю бима Ф р и д р и х ом ,
что на памятнике Ф ридриху В е-
ликому Х . Д. Рауха, исполненном
в 1851 году, на переднем рельефе
появилось ее изображение45.
Копия этой статуи была поме-
щена принцем Карлом в его име-
нии Глинике. В 1838 году еще одна
копия, выполненная фирмой мас-
тера М . Гайса, была привезена цар-
ской четой в Россию46 и при пост-
ройке Царицына павильона заняла
свое место в нише южного фасада.
О н а напоминала Александре
Федоровне о родных Потсдаме и
Б ерл ине, о вел иком предке, о
сложном и трудном для ее семьи
времени наполеоновского наш е-
ствия. Ассоциативный ряд, несом-
ненно, связан с появлением этой
статуи на острове в Петергоф е:
Родос по-гречески - остров роз.
«М олящ ийся мальчик» соединил
два острова роз.
И еще одно произведение ис-
кусства объединило близких и до-
рогих друг другу людей в Петерго-
фе и Потсдаме.
Л етом 1854 года в Петергоф
была доставлена в качестве подарка
от Ф ридриха Вильгельма IV круг-
лая колонна, составленная из белых
и голубых стеклянных трубок.
Первая из трех изготовленных
тогда «хрустальных» колонн была
подарком, который преподнес сво-
ей супруге Ф ридрих Вильгельм IV.
Как отмечает М . Зайлер, мож ет
быть, к ее пятидесятилетию, может
быть, к тридцатилетнему юбилею
их супружеской ж изни47.
М . Зайлер указывает, что ко-
лонна была одним из баварских
мотивов в частном саду прусской
королевской четы Марли, где даже
цветы напоминали королеве о ее
родине. Исследователь предполага-
ет, что это необычное произведение
искусства соотносится с сюжетом
«Волшебной флейты» В.-А. Моцар-
та48. Еще одна колонна была пода-
рена Ф ридрихом Вильгельмом ко-
ролю М аксим и лиану II, супругу
кузины прусского короля, который
установил ее на Розовом острове
близ Мюнхена.
Острова - миры мечты и обра-
зы рая - часто становились места-
ми для проведения праздников.
Е сл и для отца А лександры
Ф едоровны Ф ридриха Вильгель-
ма III Павлиний остров был лет-
ней резиденцией, то после его
смерти в 1840 году он превратился
в основное место проведения се-
мейны х праздников Гогенцолле-
ров. Таким же местом стали и ост-
рова в Петергофе.
В 1846 году, по возвращ ении
императрицы с Ольгой Николаев-
ной из Италии, вскоре после бра-
косочетания Ольги и принца Кар-
ла В ю ртем бергского состоял ся
праздник на Царицы ном острове,
напомнивший путешественникам о
стране, которую они покинули.
Берега пруда и острова укра-
сили цветны ми фонарями, виты -
ми иллюминированными колонна-
ми. По озеру плавали иллю мини-
рованные лодки. В них располага-
лись певцы и музыканты. Н а праз-
днике пел европейская знамени-
тость - драм атический баритон
Антонио Тамбурини (1800-1876).
П рекрасное бель-канто, арии из
опер итальянских композиторов
Пачини, Доницетти, Россини, Бел-
лини звучали над гладью Ольгино-
го пруда. Гондолы, приобретенные
Александрой Федоровной в Вене-
ции, дополняли итальянскую ат-
мосферу этого вечера.
Подобны й праздник был уст-
роен и в следующем году. В тот год
он заменил собой традиционные в
Петергофе иллюминацию Ниж не-
го парка и маскарад в Больш ом
дворце 1 июля.
В 1849 году на Ольгином ост-
рове праздновался день тезоиме-
нитства Ольги Николаевны, кото-
рая тем летом посетила родину49.
Н а острове, но уже П авлинь-
ем, близь Потсдама, праздновался
день рож дения и м п ератрицы в
1852 году50.
М и р петергоф ского острова
создали мифологические, художе-
ственные, исторические, литера-
турные ассоциации и цитирования,
личные воспоминания и празднич-
ные представления. В наш и дни
этот м ир возродился как музей,
рассказываю щий об эпохе и вла-
дельцах.
20
1 G rim m A. T h . A lex an d ra F eo d o ro w n a, K aiserin v o n R ussland. B de 1 -2 . Leipzig, 1866. Bd. 1. S. 123.
2 В о сп о м и н а н и я и м п е р а т р и ц ы А л ек сан д р ы Ф ед о р о в н ы . И м п е р а т р и ц а А л ек са н д р а Ф е д о р о в н а в св о и х в о с п о м и н а н и я х / /
Р у с с к а я стар и н а. 1896. Т. 88. С. 60.
3 P ach o m o v a-G ö resl W , G öres B. F ried rich W ilhelm IV u n d R ussland. A specte eines n eu en T hem as / / F ried ric h W ilhelm IV. K ü n stler
u n d K onig: A u sstellu n g sk atalo g S P S G . F ra n k fu rt/M a in , 1995. S. 159.
4 Р егел ь А. И зя щ н о е сад о во во д ство . С П б., 1896. С. 120.
5 Д н ев н и к и В. А. Ж у к о вск о го . С П б., 1901. С. 311.
В осп и татель н аследн и ка, вели кого к н я зя А л ек сан д ра Н и к о лаеви ч а, К. К. М ердер сделал в этот ден ь более п одробн ую запись:
«П осле п ар ад а и х вел и ч еств а, п ри н ц ы , п ри н ц ессы и весь дв о р езд и л и по п о тсд ам ски м садам в л егк и х эки п аж ах. Б ы л и в русской
А лек сан д ровской к о л о н и и , о стан о ви л и сь и п р и су тств о вал и п ри о свящ ен и и вн о вь стр о ящ ей ся гр еко-русской ц еркви . П осле обеда
и х в ел и ч еств а и двор, возвр ащ аясь в Б ер л и н , заезж али в Г линик, н ебольш ой, но п релестн ы й д ворец п р и н ц а К ар л а н а берегу Гавеля»
(З а п и с к и К. К М ерд ера. С П б., 1885. С. 7 1 ).
6 Д н е в н и к и В. А. Ж у к о вск о го . С. 311.
7 И тал ь ян с к о е п у теш еств и е и м п ер ато р ск о й четы со сто ял о сь в 1 8 4 5 -1 8 4 6 гг.
8 К н и га б ы л а п о св ящ ен а п р и н ц у К арлу, б р ату А л ек сан д р ы Ф ед о р о вн ы .
9 Н а это у к азы в аю т в своей статье В. П ахом ова-Г ерес и Б . Герес (P ac h o m o v a -G ö re sl W ., G ö res B. F rie d ric h W ilh elm IV u n d
R u sslan d . S. 1 5 9 -1 6 8 ).
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 19 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст