етербуржцы и петербурженки
« Она Жила своей
страстью
к Чтению.
..»
Забытое имя: Ольга Ш апир
В.
А . Парахуда
Имя Ольги Андреевны Шапир большинству современных читате-
лей ничего не говорит. А в начале прошедшего X X века литературные
энциклопедии России ставили ее имя в один ряд с известными писате-
лями Серебряного века. Творчество О. А. Шапир получило высокую оцен-
ку литераторов Н. К. Михайловского, В. Г. Короленко, Е. Чебышевой-
Дмитриевой1
и академика Д. Н. Овсянико-Куликовского.
Лю дская память
В о т уже лет двадцать, как я
тщ етно пытаю сь приобрести со-
брание сочинений или отдельные
ее произведения в книжных и ко-
м и сси о н н ы х м агазинах города,
даже «на заказ».
.. Н е переиздава-
лись они и в советское время. Н е-
уд и в и тел ь н о , что в р ед ко стн о
«круглом» 2000 году 150-летний
ю билей со дня рож дения п и са -
тельницы вовсе не был отмечен,
хотя бы и в «культурной столице»
России - Петербурге.
.. Закрады -
вается сомнение, а был ли такой
человек, или чем же « п ровини-
лась» Ольга Андреевна перед па-
мятью неблагодарных потомков?
Современные критики возразят -
дескать, творчество ее относится
к литературе писателей так назы-
ваемого «второго круга»! Ритори-
ческий вопрос: кем и, главное, ког-
да были очерчены эти преслову-
тые вторые круги в поэзии, живо-
писи, музыке, архитектуре.
..
Где-нибудь
в
респ убл иках
Средней Азии, Закавказья, в П ри-
балтике или, например, в Ш веции
(родине ее предков), население
которых по численности сравнимо
или меньше, чем Петербурга, п и-
сатель с 10-томным собранием со-
чинений2, хранящимся в «О снов-
ном собрании» Библиотеки Акаде-
м ии наук, давно стал бы нацио-
нальны м героем, им я которого
п рисваивалось бы кр уп н ей ш и м
учреж дениям кул ьтуры . П у сть
даже детская писательница, ее имя
было бы «на слуху» у всего мира.
..
Портрет и факсимиле
прозаика О. А. Шапир.
Открытка. 1902 г. Фототипия Ш ерер,
Набгольц и Ко в Москве
В России же, как повелось, знаме-
нитостей действительно настолько
«много», что не составляет труда
кого-то просто позабыть или умол-
чать о ком-то.
Как здесь не вспомнить казав-
шиеся критикам «слишком лири-
ческими и женственными, а порой
и ходульными»3 созданные ею об-
разы, особенно в наше время, ког-
да проф ессиональны е и стори ки
ко н ста ти р ую т ф акт обращ ения
ученых и исследователей прошло-
го к истории повседневности, то
есть закономерный отказ от наро-
чито классовой оценки в области
гуманитарны х знаний. П ри этом
эпоха первоначального накопления
капитала в Р о сси и 1860-1880-х
годов очень созвучна нынеш нему
постперестроечному времени. Н о
творчество О. А. Ш апир, отразив-
шее извечное стремление «про-
сты х людей вы биться из подне-
вольного положения, из нищеты и
темноты, и, как говорится, выйти
в люди» (О в с я н и к о -К у л и к о в с -
кий), по-прежнему скрыто от чи -
тателя.
..
К 30-летию литературной де-
ятел ьности О . А . Ш ап и р в 1909
году были отмечены «мастерство
рисунка, значительность психоло-
гического анализа, серьезность за-
мысла» ее романов, повестей и
рассказов. Э н ц и к л о п ед и ч е ск и й
словарь Б р о кгауза-Еф р о н а кон-
стати ровал : «Ее п рои звед ен и я
всегда принадлеж али к разряду
читаем ы х» . С та в и в ш и е ся авто-
ром-женщиной вопросы, относив-
шиеся к «области семейных отно-
ш ений и приводивш ие к п оста-
новке морально-этических задач,
из этих отнош ений вытекавших»,
позволяют назвать О льгу Ш апир
петербургской Э л и зой Ож еш ко,
впрочем, также бывшей российс-
кой подданной, но писавш ей на
польском языке. Одна из сильных
стор о н твор чества обеих п и са -
тельниц - отсутствие «преднаме-
ренности» сюжетов, характерной
для популярных ныне детективов,
и дидактизм а, то есть н а ста в и -
тельного тона.
В ее произведениях просмат-
ривается одна из первых попыток
в 1890-е годы затронуть возникав-
шее тогда в России социал-демок-
ратическое движение, удачно от-
м етивш ая
западноевропейское
«немецкое» влияние в том движе-
25
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 24 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст