етербуржцы и петербурженки
Затем по м едицинском у рас-
пределению мужа семья оказалась
в глуши Царицынского уезда Сара-
товской губернии. Написанный там
роман «Одна из многих» в 1877
году был напечатан в «Отечествен-
ных записках» Краевского с резо-
люции самого Салтыкова-Щ едри-
на8. С появлением в 1879 году в
« К ни ж ках недели» Гайдебурова
повести «На пороге жизни» имя
О. А. Ш апир становится известным
в России. Писательница отмечала:
«М еня удивляет, как мало внима-
ния уделяется подлинному голосу
женских определений жизни!»
Один из лучш их ее романов «В
бурны е годы», создававш ийся в
1866-1877 годах, пролежал в ру-
кописи 17 лет, прежде чем по цен-
зурным соображениям увидел свет
в 1906 году. Появились и другие ее
п роизведения
-
«Антиподы » ,
«Вернулась!», «В темноте», «Авдо-
тьины дочки». О льга Андреевна
могла гордиться и тем, что две ее
драмы «Глухая стена» и «Два мо-
мента (Два таланта)» шли на сцене
императорских театров.
В
стр о к ах
п рои звед ен и й
О. А. Ш апир просматривается об-
раз О раниенбаум а как прототип
захолустного или провинциально-
го городка, обы ватели которого
мечтают и стремятся перебраться
в большой губернский город, - не-
устареваю щ ий и спустя столетие
сюжет одной из ее ранних повес-
тей «Кандидат Куратов» с подза-
головком «Эпизод из обыденной
жизни». М оти вы родного города
писательницы сквозят на страни-
цах рассказов «В слободке» и
« В о сп о м и н ани е» . А в рассказе
«И нвалиды и новобранцы» уп о -
минается деревня М ёдуш и, изве-
стная по окрестным усадьбам О ра-
ниенбаума и Лопухинки.
Ностальгически знакомая кар-
тина возникает перед глазами в
одном из п оследних рассказов
«Ссора»: «Дачка - настоящая из-
бушка на курьих ножках - прята-
лась в прозрачной весенней зеле-
ни и улыбалась им (дачникам. -
В. П.)
распахнутыми настежь две-
рями и окнами. Стены ее утратили
всякий цвет, окна перекосились,
балкон грозится провалиться <.
..>
с н и зки м и п отол кам и, тесны м и
комнатами, узки м и лесенками и
игрушечной кухней. У самого бал-
кона в мае зацветал огромный ста-
рый куст сирени».
Старожилы нынешнего Л ом о-
носова еще помнят, как их город ког-
да-то называли «сиреневым», а мно-
гочисленные деревянные домики, не
только «избушки», но и прекрасные
образчики затейливой резьбы, без-
жалостно снесены на наших глазах в
последние десятилетия9. Так мимо-
ходом О ран и ен баум -Л о м он осо в
лишился своей индивидуальности и
привлекательности, в том числе и
для туристов. Не помогли даже ох-
ранные организации ( К Г И О П ), и
теперь городские власти удивляют-
ся, почему туристы предпочитают
Петергоф-Петродворец, с которым
в довершение объединили Ломоно-
сов в 2003 году.
..
Всего в десяти изящно издан-
ных томах с виньеткой в стиле мо-
дерн и посвящением в первом томе
своей сестре Л ю бови Андреевне
Таубе поместились 40 произведе-
ний Ольги Ш апир (не все). Кроме
названных - «На разных языках»,
«Из семейной прозы», «Миражи»,
«Дорогой ценой», «ВйЬй (закон-
ные жены)», «Вспышка», «Зеница
ока», «Без любви», «Бал», «Две
пом олвки» ,
«Д ети
отказали»,
«Двести тысяч», «Друг детства»,
«Дунечка», «Любовь», «Не пове-
рили», «Поминки», «Ее сиятель-
ство», «Вы и мы», «П ризрак»,
« З ап и ски
мужа»,
«Рабство»,
«Дед», «Сонина клятва», «Книга»,
« М и м о» ,
«Ж изнь»,
«Братья»,
«Гипноз», «Перевал».
В м есте с А . Н . Ш аб ан ово й
О. А. Ш апир участвовала в разра-
ботке программы первого в Р ос-
сии ж енского съезда, откры того
10 декабря 1908 года, на котором
выступала и А. М . Коллонтай.
.. И н -
тересно, живы ли в наши дни по-
томки Ольги Андреевны, как сло-
жилась их судьба в столь непрос-
той эпохе революционных потря-
сений и войн? «Весь Петроград» на
1917-й сообщает о сыне Ш апир -
Николае Лазаревиче, тоже литера-
торе. Памятные вещи писательни-
цы неплохо бы передать в Л ом о-
носовский краеведческий музей.
И , конечно, давно пора переиздать
хотя бы ее избранные сочинения
в одной книге. Н о как же сегодня
заинтересовать недальновидного
издателя?
1 Ч еб ы ш ев а-Д м и тр и ев а Е. О л ьга А н д реевн а Ш ап и р . Е е ж и зн ь и д еятел ьн о сть / / В естн. Е вроп ы . 1916. № 10.
2 Ш а п и р О. А. С о б р ан и е сочи н ен и й : В 10 т. / В ступ . ст. акад. Д . Н . О в сян и к о -К у л и к о в ск о го . С П б., 1 9 1 0 -1 9 1 2 .
3 С м . такж е: К р атк ая л и тер ату р н ая эн ц и к л о п ед и я. М ., 1975. Т. 8.
4 И сто р и ч е с к и е к л а д б и щ а П етер б у р га: С п р а в о ч н и к -п у тев о д и те л ь / С ост. А. В. К обак, Ю . М . П и р ю тк о . С П б., 1993. С. 349.
П р и в ед ен н ы й там год см ерти - 1918-й - о б ъ я сн я ется оп еч аткой .
5 П ер вы е л и тер ату р н ы е ш аги: 54 ав то б и о гр аф и и со вр ем ен н ы х р у сск и х п и сател ей / С о б р ал Ф . Ф . Ф и д л ер . М ., 1911.
6 Д о м К и сл я к о в о й (п о-ви ди м ом у, ж ены и л и вд овы А. П. К и с л я к о в а ) и д ен ти ф и ц и р о в ан и ску сство вед о м С. Б . Горбатенко по
п л ан у 1854 г., составл ен н о м у В. Р ахал ьсо м . С ей ч ас н а этом м есте в Л о м о н о со ве в о зво д и тся м н о го этаж н ы й ж и л о й ком п лекс.
7 Н и к о л а й М и х ай л о в и ч , вел. кн. П етер б у р гск и й н ек р о п о л ь / [С ост. В. И . С аи то в]. С П б., 1 9 1 2 -1 9 1 3 . Т. 1 -4 .
8 Л ю б о п ы тн ая подробность: п и сатель М и х аи л Е в гр аф о ви ч С ал ты к о в-Щ ед р и н лю би л гости ть н а ю ж н ом п обереж ье Ф и н ск о го
за л и в а и в 1882 году сн ял н а л ето дач у в О р ан и ен б ау м е у сво и х д р у зей и н ж ен ер о в-п у тей ц ев Е раковы х, где работал н ад завер ш е-
н и ем глав и з п овести « С о вр ем ен н ая и д и л л и я» . О статк и п ам ятн о й д л я о течествен н ой культуры усад ьбы б ы ли вар вар ски снесен ы
в 1980-х гг., но в б л и зи Б о гу м и л о в с к о й (!) у л и ц ы ещ е в и д н еется « сал ты к о в ск ая троп а», вед у щ ая к ж ел езн о д о р о ж н о м у переезду.
..
9 Л и х ан о в а Т. И . У н и ч тож ает не врем я, а р авн о д у ш и е / / Л ен и н гр . п ан орам а. 1986. № 12. С. 3 0 -3 2 .
29
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 28 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст