П-
утешествие по городу
И. Е. Барыкина
38
И сто р и ч еск и й центр П етер -
бурга представляет для историков,
занимающихся изучением биогра-
ф ий государствен н ы х деятелей
X V I I I - X I X веков, богатый мате-
риал. Биографическое исследова-
ние можно назвать своеобразным
путеш ествием во времени и про-
странстве, когда исследователь
«идет» вслед за своим героем не
только по ключевым событиям его
жизни, но и по тем местам, кото-
рые с ней связаны. Облик города
постоянно менялся, порой по до-
кументам сложно определить но-
мер дома и удается назвать лишь
улицу, на которой он находился, но
для биографа даже это имеет зна-
чение, так как позволяет восстано-
вить образ жизни, привычки, по-
вседневные занятия, окруж ение
исторического персонажа в тот от-
резок времени.
В последние годы появились
биографические очерки, посвящен-
ные одному из наиболее ярких пред-
ставителей консервативного лагеря
второй половины X IX века, влияв-
ш ему на внутренню ю п ол и ти ку
России, графу Д. А. Толстому, м и-
н и стр у народного просвещ ения
(18 6 6 -1 8 8 0 ) и внутр енних дел
(1882-1889), обер-прокурору Свя-
тейшего синода (1865-1880) и пре-
зиденту Императорской Академии
наук (1882-1889)1. О н родился в
Рязанской губернии 1 марта 1823
года, детство провел в Москве, но
учеба и служба связали его жизнь с
Петербургом, в котором он прожил
пятьдесят два года, поэтому описа-
ние петербургских адресов графа
Д. А. Толстого может существенно
дополнить его биографию.
Д м и тр ий Андреевич Толстой
был сыном небогатого рязанского
помещ ика, представителя одной
из ветвей древнего и знатного рода
Толсты х, п отом ка сподвиж ника
Петра I П. А. Толстого, выдающе-
гося дипломата, сумевшего добить-
ся возвращения царевича Алексея
после его бегства за границу. Анд-
рей С теп ан о ви ч Тол сто й , отец
Д. А. Толстого, в отличие от своего
знаменитого предка слыл мотом и
повесой и был убит на дуэли сосе-
дом, которого оскорбил , задев
честь его жены. После смерти Анд-
рея Степановича его финансовые
дела оказались в плачевном состо-
янии, и семья осталась без средств.
М олодая вдова вскоре вышла за-
муж, а заботы о детях взял на себя
их двою родны й дядя Д м и тр и й
Н иколаевич Толстой. М ладш ий,
Всеволод, умер девятнадцатилет-
ним юношей, и о нем мало что из-
вестно. Старш ий, Д м и трий, был
помещен в Благородный пансион
при М осковском университете, а
в 1837 году по протекции дяди по-
ступил в Царскосельский лицей.
Это закрытое привилегированное
учебное заведение, которое воспи-
танники не покидали даже на ка-
никулы, на шесть лет - с 1837 по
1843 годы - стало для Д. А. Тол-
стого родным домом.
Первые три года лицеисты изу-
чали предметы, преподававшиеся
в старших классах гимназий, затем
переходили к университетском у
курсу. Таким образом, воспитанни-
ки лицея получали энциклопеди-
ческое образование и были подго-
товлены к бюрократической служ-
бе в министерствах. С 1811 по 1844
годы Царскосельский лицей зани-
мал помещение бывшего флигеля
Ек атер и н и н ск о го дворца, пере-
строенного в 1811 году архитекто-
ром В. П. Стасовым.
Толстой был выпускником XII
курса, последнего, учивш егося в
старых стенах лицея. В ноябре 1843
года последовало высочайшее рас-
поряж ение о переводе учебного
заведения из Царского Села в П е-
тербург на К а м ен н о о стр о вски й
проспект, в здание Александринс-
кого сиротского дома. Главным ар-
гументом в пользу этого решения
стала нехватка помещений для сви-
ты императора в дни торжествен-
ных праздников, отмечавш ихся в
Царском Селе, как это произошло
при крещении старшего внука Н и -
колая I, Николая Александровича.
Предполагалось, что возвращение
дворцовому флигелю его первона-
чального назначения разреш ит
проблему. Однако сами лицеисты
считали, что это обстоятельство
только послуж ило официальным
поводом. Слухи о переводе лицея
ходили с 1825 года, когда участие
двух лицеистов - И. И. Пущ ина и
В. К. Кюхельбеккера - в декабрьс-
ком восстании на Сенатской пло-
щади вызвало недовольство Н ико-
лая I лицеем, исклю чительное и
изолированное положение которо-
го, по мнению императора, стало
п р и ч и н о й либерального образа
мыслей воспитанников. Э ти слу-
хи подтверждались тем, что лицею
было предписано поменять не толь-
ко здание, но также название и ве-
домство, к которому он относил-
ся. И м ператорский Ц арскосельс-
ки й лицей переим еновы вался в
Императорский Александровский
лицей и из военного ведомства пе-
реводился в введение IV отделе-
ния Собственной его императорс-
кого величества канцелярии2.
Среди однокурсников Д. А. Тол-
стой выделялся своими блестящи-
ми успехами в учебе. Напротив его
фамилии по всем предметам стоят
только самые вы сокие оценки -
12 баллов, поэтому неудивительно,
что по окончании лицея он был на-
гражден большой золотой медалью
номер один, а его имя должно было
быть занесено на мраморную доску3.
В зависимости от успеваемости ли-
цеисты получали гражданские чины
от X IV до IX класса и поступали на
службу в министерства ю стиции,
иностранных дел, государственных
им ущ еств или отделения С о б -
ственной его императорского вели-
чества канцелярии. Д. А. Толстой
выбрал Канцелярию ее император-
ского величества Александры Ф е-
доровны по управлению учебными
и благотворительными заведения-
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 37 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст