Г
ород в XX веке
«А р м и я спасения»
в
Петрограде—Летитграде
(октябрь
1
9
1
7
1
9
2
9
год)
С.
К. Бернев,
М. Ю. Крапивин
44
« А рм и я спасения» (далее -
А С ), международная протестантс-
кая (однако претендующая на вне-
конфессиональность) религиозно-
ф илантропическая организация,
основанная в Лондоне в 1865 году
(первоначальное название - «Хри-
стианская миссия») методистским
проповедником Уильямом Бут[с]-
ом (1829-1912) и реорганизован-
ная в 1878 году по военному образ-
цу. Генералом А С стал такж е У.
Бут[с], начальником штаба - его
сын, с 1912 года руководитель А С -
Брамвел Бут[с]. Впоследствии А С
фактически превратилась в особую
Церковь, ныне имеющую филиалы
в 80 странах мира.
А С отличается высокой степе-
нью централизации и, в известном
смысле, действительно напомина-
ет военную структуру. Солдаты ,
унтер-оф ицеры и оф ицеры А С
(звания доступны и ж енщ инам)
приносят присягу на верность Богу
и служение людям. В деятельнос-
ти организации принимаю т учас-
тие волонтеры (сочувствую щ ие,
«друзья» А С , посещающие собра-
ния, не будучи официально члена-
ми А С ) и рекруты, желающие всту-
пить в ее состав.
Члены А С носят форму (тем-
но-синюю с красными петлицами
и темно-красной лентой на шляпе),
похожую на военную, и свои зна-
ки отличия. Ж есткая внутренняя
дисциплина предполагает обяза-
тельность исполнения приказов
высших чинов для низших.
Е д и н ствен н ы м
источни ком
веры является Библия. Члены А С
принимают доктрину о божествен-
ной Троице, двойственной приро-
де Иисуса Христа, греховности лю-
дей, бессмертии души, воскресении
мертвых и Страш ном суде, разде-
ляю т точку зрения методистов о
возможности достижения челове-
ком при ж изни полной святости.
А С отказалась от крещения и при-
частия, в то же время введя особый
ритуал зачисления в солдаты (при-
ем в члены Церкви) и посвящения
детей. Богослужебная практика А С
практически не имеет аналогов.
М олитвенные собрания проходят
на откры том воздухе при звуках
духового оркестра и с исполнени-
ем песен светского характера.
А С сочетает работу по еванге-
лизации населения («спасен, что-
бы спасать» других от власти греха
и порока; «возрождение человека
при помощи религии») с широким
ком плексом благотворительны х
мероприятий. Социальная работа
А С включает в себя сбор добро-
вольны х пож ертвований, откры -
тие дешевых и бесплатных столо-
вых для неим ущ их, ночлеж ны х
домов для бездомных, общежитий,
домов для престарелых, организа-
цию м едицинских учреж дений и
реабилитационных центров, школ,
негосударственных бирж труда1.
Деятельность А С на террито-
рии России2
началась в июле 1913
года с издания в Петербурге жур-
нала «Вестник спасения» (в после-
дующем м аксимальны й тираж -
19 тыс. экз.) и до февраля 1917 года
продолж алась без оф ициальной
регистрации, под постоянным на-
блю дением со стороны охранки
(проповеди и религиозные собра-
ния были строго запрещены)3.
После февраля 1917 года об-
становка в стране, естественно, кар-
динально изменилась, однако офи-
циально А С смогла приступить к
работе на территории России толь-
ко осенью 1917 года. Согласно при-
казу
М еж д ун аро дн ой
главной
квартиры А С (Лондон) команду-
ющим Российской армией был на-
значен комиссар А С англичанин
Генри М ап п 4. В Петрограде были
сформированы 7 отрядов, каждый
из которы х возглавлялся оф ице-
ром в капитанском звании и пору-
чиком: 1) на 26-й линии Василь-
евского острова (Джоанна Н иттим
и Петерсо[е]н); 2) в Никольском
переулке (Н . И . Константинова и
Петрожицкая); 3) за М осковской
заставой (М арко[а]ненен и Кан-
нос); 4) за Н а р в ск о й заставой
(Рюткенен и Райто); 5) на Выбор-
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 43 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст