В начале 1923 года Э. А. Оль-
сони и другие получили распоря-
ж ение Главной кварти ры А С в
Ф инляндии о выезде в Хельсинки
(Н . И . К онстантинова была уже
там19). Начиная с 27 апреля 1923
года с согласия советских властей
руководство российской А С (кро-
ме тяжело больной А. В. Полозо-
вой) начало постепенно покидать
территорию С С С Р . Попытка лиде-
рами А С 26 апреля 1923 года про-
вести в Петрограде для оставав-
шихся нелегальное инструктивное
собрание была оперативно пресе-
чена секретно-оперативной частью
Петроградского губернского отде-
ла Г П У (С О Ч П Г О Г П У ) 20.
Впрочем, полностью работа А С
на территории С С С Р в середине
1920-х годов так и не была нейтра-
лизована. По крайней мере среди
приоритетны х направлений дея-
тельности 6-го отделения Секрет-
ного отдела О Г П У (март 1925 года)
называлось находившееся в опера-
тивной разработке дело Ленинград-
ского филиала «Армии спасения»21.
ород в XX веке
Как вы яснится позднее, в те-
чение первого года после роспуска
нелегальными собраниями (по 6-
8 человек)22 ликвидированной А С
в Петрограде формально руково-
дила М . М . Ве[а]йсберг23, призы -
вавш ая соратников «армейское
сохранить», несмотря ни на что.
Однако авторитарный и назойли-
вый стиль руководства, вызывав-
ший всеобщее раздражение, заста-
вил и « отказаться от ее услуг».
В стречи продолж ились в форме
друж еских чаеп итий на дому, в
ходе которых собравш имися осу-
щ ествлял ся разбор би бл ейски х
текстов с использованием дорево-
лю ционны х методических п осо-
бий (советов членам студенческих
христианских круж ков)24.
17-18 декабря 1929 года ле-
нинградские чекисты осуществили
аресты примерно 70 человек, вклю-
чая лютеранских пасторов Г. Г. Ган-
зена и К. А. Мусса, обвинявшихся,
среди прочего, в организации зап-
рещ енного советским законода-
тельством о культах процесса пре-
подавания основ вероучения несо-
верш еннолетним в рамках неле-
гально д ействовавш и х д етских
кружков. Как говорилось в тексте
обвинительного заключения, эле-
менты А С , уцелевшие после ее лик-
видации в 1918 и 1922 году, не
имея возм ож ности вести работу
сам остоятел ьн о25 («из-за о тсу т-
ствия масс и легального статуса»),
в 1928 году влились в ряды анти-
советской лютеранской организа-
ции Ганзена-Мусса26.
Члены АС, проходившие по кол-
лективному делу (за исключением
А. В. Полозовой, являвшейся инва-
лидом и фактического участия в
процессе религиозного обучения не
принимавшей), решением Особого
совещ ания при коллегии О Г П У
17 сентября 1930 года были приго-
ворены к ссылке в районы Восточ-
ной Сибири сроком на 3 года27.
П рил агаем ы е к это й статье
протоколы допросов А. В. Полозо-
вой позволяют узнать историю де-
ятельности А С в нашем городе и в
стране в целом.
Приложение 1
П Р О Т О К О Л Д О П Р О С А А. В. Полозовой28,
«произведенного в П П О Г П У в Л В О уполномочен. 3 отд. С О Баркаловым»
(г. Ленинград, д П з , 24.12.1929 г.)
«С 1918 года до момента ликвидации, т. е. до 1922 года, я состояла членом организации “Арм ия Спасе-
ния”. Последний мой чин в Армии Спасения был - капитан. В то время деятельностью Армии Спасения
руководила капитан Ирберг Люция, которая ведала строевой отраслью работы, т.е. организацией молит-
венных собраний, руководством проповедников и воспитанием членов. По чину я хотя занимала с Ирберг
равное положение как капитан, но работа моя с Ирберг была разграничена и я выполняла работу по соци-
альной линии, т. е. работала в приютах, мастерских и т. п. организациях Арм ии Спасения. В 1918 году
работала в армейском приюте в Орловской губ. ст. Домнино, в качестве учительницы и воспитательницы,
причем работа в приюте проводилась по инструкциям и указаниям отдела Наробраза. Кроме того работа-
ла среди больных крестьян окружающих деревень в качестве армейской сестры милосердия. В 1920-21 гг.
работала как учительница и воспитательница в Вологодском приюте для беженцев в Американской коло-
нии (тоже под ведением отдела Наробраза). Помимо прямого назначения, в этих организациях проводи-
лась воспитательная работа по христианской линии.
Во главе русской Армии Спасения стояла адъютант Ольсони, проживавшая в Ленинграде на главной
армейской квартире на Казанской ул., д. № 43 кв. 9. И нструкции и указания по армейской работе Ольсони
получала из заграницы, большею частью из Ф инляндии. С ликвидацией Арм ии Спасения в 1922 году,
Ольсони и Ирберг выехали в Финляндию. Оставшиеся члены Армии Спасения, собирались друг к другу,
для общения, но армейской работы никакой не велось. В 1924 году я примкнула к филадельфийцам, так
как, вступая к ним, я считала филадельфийцев более близкими по духу и искренними убежденными
верующими людьми. Впоследствии оказалось, что мы с филадельфийцами не единомысленны исклю чи-
тельно потому, что не подчинилась духовному руководителю, который имел абсолютный авторитет среди
филадельфийцев. 1 июля 1928 года я от филадельфийцев отошла, была исключена, о чем записано в
соответствующем протоколе филадельфийцев. Вейсберг М . М . знаю по Арм ии Спасения, она последнее
время в Армии была сержантом (унтер-офицером). С нею иногда встречалась, к ней заходила, но за после-
днее время очень редко. Лютеранскую церковь не посещала, пасторов Ганзен и М усс знаю по слухам, но
знакомства с ними не имею. По выходе от филадельфийцев, более ни к каким религиозным организациям
я не принадлежала, лишь иногда посещала православную церковь»29.
4 7
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 46 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст