Г
о
ород в XX веке
или ехать одной или не ехать вовсе. Она решила ехать одна. Накануне отъезда моих товарищей за границу
мы снова арестованы по распоряжению Г.П.У, но через неделю нас освободили и их выпустили. Продолжать
работу я не имела права ни перед властью, ни перед Армией. Да надо было быть очень глупой и слепой,
чтобы не понять того, что, если 50 чел. опытных и сильных офицеров ничего не сделали, то что я могла бы
сделать одна, полукалека, окруженная кучкой добрых старушек, живущих воспоминаниями о прошлых
воздушных замках. Но, конечно, и оттолкнуть от себя никого я не могла и не хотела и первое время по
возможности, когда была здорова и урывала минутку, посещала их, а также и мои двери были с радостью
для всех открыты. Иногда, когда был к тому какой-нибудь случай, собирались группой человек в 6-8,
вместе пели армейские песни, делились своими переживаниями, радостями и горестями, потом я что-
нибудь прочитывала им из Библии, вместе молились и, немного ободренные, расходились. С отъездом
моих товарищей за границу я осталась больная, с двоими детьми (сестра и сирота - племенник 4-х лет), без
службы и без средств. Нуж но было начинать жизнь по-новому. Получила частный урок, потом вступила в
инвалидную артель, где была уполномоченной и закройщицей. Н о внешние трудности не могли подавить
во мне потребности иметь общение с людьми живыми, в которых есть нечто выше земной суеты. Встрети-
лись с филадельфийцами, почувствовала в них людей искренних, которые не только повторяют тексты
Священного писания, но как-то и пробуют жить соответственно своим стремлениям. М еня к ним потянуло,
они пригласили меня к ним приехать отдохнуть на некоторое время. Были мои именины, со мной были
прежние армейцы, в том числе и Мар. Мих. Вейсберг. Я объявила им, что на некоторое время уеду (но я уже
имела в виду уехать совсем, хотя и говорила еще об этом), а среди них остается такая старая спасенка, как
М .М . ,и так почти шутя я сказала: она всем меня заменит, я знала, что ей этого хочется. Действительно,
вернулась я из Гатчины, собрала у себя их всех и сказала, что я присоединилась к филадельфийцам. Для тех,
кому я нужна как сестра Анна Васильевна, я остаюсь та же, а кто ищет во мне армейку, то напрасно, я ею быть
больше не могу, т. к. армии нет, и если мы попробуем из себя изображать ее, то получится жалкая карикату-
ра. Амбос, мать Ирберг, не помню, кто еще, заявили, что им все равно, где я, они считают меня своей старшей
сестрой, а Мар. М их. убеждала, что если не работу, то что-то другое они должны армейское сохранить
(право, до сих пор не понимаю, что это может быть, кроме фантазии Мар. Мих.), и для этой цели хотела
удержать их под своим влиянием. Это никому не нравилось. Ее назойливость всех раздражала, но, уважая
ее как старого товарища, а иногда и просто жалея как больную старушку, изредка около нея кое-кто соби-
рался. Однажды, зная, что в тот день я могу у Мар. Мих. встретить армейцев, я приехала из Гатчины, чтобы
повидаться с друзьями, так как очень о них скучала, а к филадельфийцам привыкнуть еще не могла. Двери
были открыты, и из прихожей я увидела всех собравшихся, они молились и пели. Н о все это было так
далеко от того, что мы привыкли ценить в армии, что я не выдержала, заплакала и ушла, пока меня не
заметили, и уже больше не делала попыток найти того, чего нет. Если так было на первых порах, то потом и
вовсе замерло все, а остались среди них, на мой взгляд, только тени прошлого. (Я не говорю в данном случае
о личной духовной жизни каждого, а касаюсь только армии.) Вот мое впечатление о роли М . М . В. после
ликвидации А .С . Оживило М . М . и, пожалуй, даже увлекло ее сближение с лютеранами. Я слышала, что она
там что-то делает, но, на мой взгляд, было так, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, серьезного
ничего я не ожидала и
сама к ним (т. е. лютеранам) решительно никакого отношения не имела.
Ж ивя в Гатчине в Общежитии филадельфийцев, я служила в Инвалидной артели, а потом в мастер-
ской Т.У.И .К. П ри мне было шесть человек детей (сестра и 5 чел. племянников сирот), входить подробно
в церковные дела мне было некогда, но чувствовалось с самого начала, что связывает нас христианская
любовь, а взгляды у нас не совсем одинаковые. В дальнейшем, когда дети уже от меня были взяты из-за
моей болезни и я вышла на пенсию, то обнаружилось, что я не могу признать авторитета М . П. Смирнова
как духовного руководителя филадельфийской Церкви, его направление считаю узким, нежизненным и
для меня не близким. Кроме того, и внешний образ жизни в виде общежития при моем плохом здоровье
был для меня тяжел, и мне ничего не оставалось делать, как выйти от них добровольно, что и было
заф иксировано 1 июля 1928 года. С тех пор ни к какой секте или организации, круж ку и т. п. я не
примыкала и никаких собраний не посещала. С армейцами встречалась или случайно или заходила по
какому-нибудь делу, не относящемуся к армии. Сама газет не читаю, но через людей мельком слышала,
что в прошлом году в Правде и в Красной Газете было упомянуто, что в Арм ии Спасения за границей
произошел какой то раскол, что хотя международная главная квартира по-прежнему остается в Лондоне,
но как будто бы Америка играет большую роль, чем прежде. А национальные Гл. Квар. остаются по-
прежнему в: Лондоне, Париже, Берлине, Стокгольме и др. столицах, ближайшая к нам по-прежнему
остается Главная Квартира в Гельсингфорсе, где последний известный мне начальник был командир
Пальмер. Остался ли он до сих пор или там кто-нибудь другой, не знаю, т. к. сведений не имею»30.
1 Н ар о д ы и р ел и ги и м ира: Э н ц и к л о п ед и я. М ., 1999. С. 682.
2 Р еч ь и дет о Р о сси и в ее соврем ен н ы х гран иц ах. Д еятел ьн о сть АС н а тер р и то р и и Ф и н л я н д и и н ач алась с 1889 г.
3 Л ар ссо н К. Д есять лет в Р осси и . О д н а гл ава и з у д и ви тел ьн о й и стори и А рм и и С п асен и я. С П б., 1991; «К азалось, д в ер и Р осси и
б ы л и р асп ахн уты настеж ь, и н ам о стается л и ш ь вой ти»: Д окум ен ты по и стори и А рм и и С п асен и я в Р о сси и 1 9 0 9 -1 9 1 6 гг. / П убл.
М . И . О д и н ц о в а / / И ст. архи в. 2003. № 4. С. 1 3 3 -1 7 0 ; № 5. С. 1 2 7 -1 4 6 ; К ати н М . И . А р м и я С п асен и я в Р о сси й ск о й и м п ер и и .
1 9 0 8 -1 9 1 6 гг. / / С в о б о д а со вести в Р о сси и : и ст о р и ч е ск и й и со в р е м е н н ы й асп ек ты : С б. д о к л . и м а т ер и а л о в м еж р еги о н . н ауч .-
п р ак т. сем и н ар о в и к о н ф . 2 0 0 2 -2 0 0 4 гг. М ., 2004. С. 4 8 4 -5 0 7 .
5 1
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 50 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст