К
65-летию
начала блокады
Ленинграда
70
Схема досягаемости финской артиллерией, дислоцировавшейся
на Карельском перешейке, объектов в направлении Ленинграда
(из Архива МИДа Финляндии)
ее на Карельском переш ейке в
1941-1944 годах. О н был подписан
25 мая 1945 года командовавшим
ею тогда генералом В. Неноненом и
начальником артуправления финс-
кой армии полковником Э. Улафс-
соном. Э тот документ хранится в
Архиве М инистерства иностран-
ных дел и по своему содержанию
сводится к объяснению того, что
финская артиллерия не имела воз-
мож ности обстреливать блокиро-
ванный Ленинград. В документе
содержатся конкретные данные об
огневых позициях всех тех артил-
лерийских батарей, которые распо-
лагались на Карельском перешейке,
и прилагается указанная схема, из
которой четко видна недосягае-
мость огня всех дальнобойных ору-
дий до Ленинграда и его окрестно-
стей, исключая Кронштадт.
В конце документа говорится:
«И злож енное свидетельствует о
том, что только у 180-мм железно-
дорожной батареи имелись техни-
ческие возмож ности стрелять по
Ленинграду. Для этого необходимо
было подвести ее на позицию стан-
ции Куоккала (Репино. -
Н.
Б.), но
этого не произошло»5. Огневая по-
зиция той батареи находилась в
районе Анттонала, вблизи Ф инско-
го залива, что юго-западнее станции
Местерярви. К сказанному следует
добавить также и признание с фин-
ской стороны того, что у той бата-
реи не было и необходимого коли-
чества снарядов, чтобы решать за-
дачу обстрела Ленинграда.
Однако вернемся к поступив-
шему в ставку К. Г. Маннергейма
обращению В. Р. фон Лееба по по-
воду желания немецкого командо-
вания, чтобы финская авиация бом-
била Ленинград. В ответе Э. Ф . Ха-
нелля в группу армий «Север» пред-
полагалось первоначально сообщить
так: «Из-за малочисленности бом-
бардировщ иков воздушные силы
Ф инляндии не могут.
.. участвовать
в бомбардировке Ленинграда. О со-
бенно в нынешней обстановке ис-
пользование сил бомбардировоч-
ной авиации на Карельском пере-
шейке очень затруднено, посколь-
ку имеющееся малое число бомбар-
дировщиков непременно нужно на
Свири и на участке М урм анской
железной дороги». Н о окончатель-
ный текст ответа оказался более ла-
коничным: «Из-за нехватки бом-
бардировщиков трудно использо-
вать их против целей на Карельс-
ком перешейке. Небольшое количе-
ство бомбардировщ иков должно
предназначаться для выполнения
других задач»6.
Сам же К. Г. Маннергейм огра-
ничился тем, что, выезжая на Ка-
рельский перешеек, где ф инские
войска продвинулись за пределы
старой государственной границы,
наблюдал в бинокль вместе с со-
провож давш ими его генералами
пожары в Ленинграде, подвергав-
шемся бомбардировкам немецкой
авиацией. Об этом писал, в част-
ности, в своем дневнике один из
ближайших помощников маршала
в ставке генерал В. Э. Туомпо. Он
засвидетельствовал, как из района
населенного пункта Ууси Алакюля
они «хорошо видели Ленинград, а
также огромные столбы дыма, под-
нимавш иеся там в тот момент от
бомбардировки немцами». П р и -
ехав затем в Терийоки (Зелено-
горск), они следили за бомбарди-
ровкой Кронштадта с наблюдатель-
ной выш ки7.
Х отя в финской авиации было
мало бомбардировщиков, они тем
не менее использовались для про-
н и к н о в е н и я в во зд уш н о е про-
К. Г. Маннергейм во время наблюдения за бомбардировкой
Ленинграда немецкой авиацией в сентябре 1941 г.
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 69 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст