С
троительство и архитектура
8
трепетное и почтительное отноше-
ние к печатному слову, и все круп-
ные библиотеки мира, возведен-
ные в это время, строил ись как
«храмы науки», часто к о п и р уя
стиль прославленных зданий м и-
нувш их эпох. Правда, бурное раз-
витие книж ны х фондов, которое
привело к разделению библиотеч-
ных помещений на читальные залы
и книгохранилища, не могло не ска-
заться на архитектурном облике
библиотечных зданий. «Техничес-
кую» часть библиотек пока стара-
тельно маскировали, пряча книго-
хранилища на заднем плане, а вот
громадные пространства щедро ос-
вещ енны х естественны м светом
читален архитектурно обыгрыва-
лись, и они становились интерес-
ны м
элем ентом ,
украш авш и м
«лица» библиотек.
П роект М арф ельда и в этом
отнош ении шел в ногу со време-
нем. Для здания был выбран мону-
м ентальны й
н еокл асси чески й
стиль, дополненный актуальными
приемами модерна. К ом пактны й
объем здания разнообразился об-
ширным ризалитом, декорирован-
ным шестью колоннами коринфс-
кого ордера, охватывавш ими три
этажа. И м енно сюда, в простран-
ство ризалита, и вписан главный
читальный зал с огромными, на два
этаж а, окнам и, ти п и ч н ы м и для
модерна.
К ол оннада
ризалита
рифмуется с колоннами на высту-
пе главного входа, но скучная для
модерна симметрия изгнана прочь.
Высокая крыша скрадывается ат-
тиком над выступом, где располо-
жен главный вход, а более высокая
часть крыши над ризалитом - дву-
мя скульптурам и гриф онов. Ц о -
кольный этаж, колонны и антабле-
мент должны были быть выполне-
ны в естественном камне, стены
предполагалось облицевать белым
кирпичом.
П ринято считать не слишком
удачным отведенное зданию пят-
но застройки на углу Бирж евой
линии и Тифлисской улицы. Сюда
выходит Менделеевская линия, и
было бы уместно замкнуть ее перс-
пективу зданием библиотеки. О д -
нако здание смещено относитель-
но оси М енделеевской линии и,
таким образом, не увязано с нею.
Проект Марфельда вызвал на-
рекания современников. Н . Л ан-
сере назвал архитектуру здания
« невозм ож ной» 16, наруш аю щ ей
стиль ансамбля С трелки. С то и т
заметить, что недовольство совре-
менников вызывали в свое время
и М едны й всадник, и Исаакиевс-
ки й собор, и здание торго вого
дома братьев Елисеевы х на Н е -
вском проспекте, которое объяв-
л яли «безобразны м».
.. В целом
проект Марфельда вряд ли мож -
но признать диссонирую щ ей но-
той в барочно-классическом ан-
самбле Стрелки. Н апротив, про-
ект творчески интерпретировал
мотивы классицизма, как и следу-
ющее за ним по Биржевой линии
здание М и н и стер ства торговли,
которому, как мы увидим, повез-
ло гораздо больше.
Руководство библиотеки и с-
пытывало радостное волнение: в
июне 1911 года на Первом всерос-
сийском съезде по библиотечному
делу директор иностранного отде-
ления Б А Н академик Залеман сде-
лал доклад о проекте нового зда-
ния; текст доклада завершался ла-
ти н ск и м и буквам и Q .f.f.f.q.s. -
« П усть будет ему [т. е. зданию
Б А Н ] удача и счастье»17. Пожела-
ние не спешило сбываться!
Окончание
в следующем номере
1 Д овольн о обш и рное п ростран ство м еж ду зд ан и ям и Д вен ад ц ати к о л л еги й и Б и б -
л и о т е к о й А к а д е м и и н ау к до 1996 г. н е и м е л о н и к а к о го н а з в а н и я . В 1996 го д у эта
п ло щ ад ь п о л у ч и л а н аи м ен о в ан и е « П л о щ ад ь А к ад ем и к а С ах ар о ва» . Н а зд ан и и б и б -
л и о тек и б ы л а у стан о в л ен а таб л и ч к а, н а о тк р ы ти и ко то р о й п р и су тств о вал и акад ем и к
Д. С. Л и х ач ев и тогдаш н и й м эр города А н атоли й С обчак. О н а и зго то вл ен а по образц у
н ом ерн ы х зн ако в н а л ен и н гр ад ски х дом ах, п р и н яты х в 1970-х гг., - п р ям о у го л ьн ая, в
чер н о м о б р ам л ен и и и с ч ер н ы м ш р и ф то м н ад п и си . О д н ак о н и к ак о го н о м ер а н а н ей
нет: по п лощ ад и С ах ар о ва не ч и сл и тся н и о ди н дом . В се дом а, вы ход ящ и е н а площ адь,
и м ею т н у м ер ац и ю л и б о п о М ен д ел еев ск о й , л и б о по Б и р ж е в о й л и н и и . В 2002 г. н а
п ло щ ад и б ы л у стан о в л ен п ам ятн и к ак ад ем и к у А. Д . С ахарову, к о то р ы й бы л ч и т ат е -
л ем Б и б л и о т ек и А к ад ем и и н аук. Е го п о сещ ен и е гл ав н о го ч и тал ь н о го за л а в кон ц е
1 9 7 0 -х гг. п о м н я т д а в н и е с о т р у д н и к и б и б л и о т е к и . В п о с т с о в е т с к и е го д ы п о р тр е т
С ах а р о в а см ен и л в ч и т ал ь н о м зал е л е н и н с к и й п ортрет. П а м я тн и к С ахарову, сам по
себе обладаю щ и й н есом н ен н ы м и худож ествен н ы м и достои н ствам и , п о ставлен н а п л о -
щ ади к р а й н е н еу д ач н о и со в ер ш ен н о те р яе т с я н а ф о н е о к р у ж аю щ и х ф а с ад о в - его
п р и х о д и тся о т ы с к и в а ть в згл я д о м , и д аж е зн а я точн о, ч то он там есть, его не ср азу
у д ается оты скать.
2 К ан н П. Я . С тр ел к а В аси л ьевско го острова. Л ., 1973. С. 12.
3 Б о гд ан о в И . А. Б о л ьш о й Гостины й дв о р в П етербурге. С П б., 2001. С. 19; А р х и -
т ек ту р а В аси л ьевско го о стр о ва в п рош лом , н асто ящ ем и будущ ем : К атал о г вы ставки
в Н И М А Х С С С Р . Л ., 1 9 6 9 . С . 4, 2 4 . (С о с т . М . В. И о г а н с е н , В. Г. Л и с о в с к и й ,
Н . И . Н и к у л и н а ). Н а в ы став к е б ы л п р ед с та в л е н п р о ек т М ы тн о го д в о р а 1720-х гг.,
и зоб раж аю щ и й часть ф асад а н а М алую Н еву, - ч ер теж н а бум аге туш ью и акварелью
(р а зм . 30,8 х 1 3 2 ,4 ) с п о д п и с ь ю с п р а в а в н и зу : < ^ . Т геххіпу»; х р а н и т с я в Ц ГА Д А .
Ф . 248. К н. 913. Л . 62 (оп . гр аф . 2 1 0 ).
4 О в с я н н и к о в Ю . М . В ел и к и е зо д ч и е С а н к т -П е т ер б у р г а. Т р ези н и . Р а с т р е л л и .
Р о сси . С П б., 2 001. С. 1 9 3 -1 9 7 .
5 Т и х о м и р о в а О . М . И с то р и к о -ар х и тек ту р н ы й к о м п л ек с там о ж ен н ы х зд ан и й н а
С тр ел к е В аси л ьевско го о стр о в а / / П етер б у р г - ц ен тр п р о м ы ш л ен н о сти и и н ж е н е р -
н ого и ску сства: М атер и ал ы н ауч. к о н ф . С П б., 2003. С. 92.
6 Там ж е. С. 92.
7 Ц и т. по: Б о гд а н о в И . А. Б о л ь ш о й Г ости н ы й д в о р в П е те р б у р ге. С П б ., 2001.
С. 2 0 -2 1 .
8 К у зн ец о в а О . Н . О м е с то н а х о ж д ен и и б и б л и о т е к и в п ер в ы е годы / / 25 0 л ет
Б и б л и о т ек е А к ад ем и и н ау к С С С Р : С б. д о к л . ю би л. н ауч . ко н ф . 2 5 - 2 6 н ояб . 1964 г.
М .; Л ., 1965. С. 342.
9 С б о р н и к п о с т а н о в л е н и й п о М и н и с т е р с т в у н а р о д н о го п р о с в е щ е н и я . Т. V I.
С тб. 443.
10 И сто р и я Б и б л и о тек и А кадем и и н ау к С С С Р : 1 7 1 4 -1 9 6 4 . М .; Л ., 1964. С. 230.
11 П ротоколы засед ан и й О бщ его со б р ан и я А кадем и и н аук, 1897, п грф . 149. П р и -
л о ж ен и е.
12 З ал ем ан К. Г. П роект п о стр о й ки н ового зд ан и я д л я би б л и о теки И м п ераторской
акад ем и и н ау к. С П б., 1911. С. 2.
13 Б у н и н М . С . С т р е л к а В а с и л ь е в с к о го о стр о в а: И с т о р и я ф о р м и р о в а н и я арх.
ан сам б л я. М .; Л ., 1957. С. 313.
14 М ар ф ел ьд Р. Р П остроен и е ар х и тек ту р н ы х п ерсп екти в / (П р ед и сл . М . И оган -
сен ). М .; Л ., 1930. С. 3.
15 С ан к т-П етер б у р гск о е о тд ел ен и е ар х и в а А Н . О п. 1. Д . 5. П р о то к о л № 4. С. 71.
16 Л ан сере Н . Е щ е р азруш ен и я, ещ е в ан д ал и зм ы / / С тары е годы . 1910. А пр. С. 46.
17 З ал ем ан К. Г. У каз. соч. С. 8.
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 7 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст