С
овременные мемуары
другие статьи. Выросшая в семье,
где часто бывали А. А. Ахматова и
И . А. Орбели, она описала эти за-
мечательные встречи. Она писала
и о блокаде Ленинграда, и о совре-
менной трудной жизни Армении,
она обращалась к истории турец-
ко-армянских отнош ений в связи
с проблемой Карабаха.
Многие свои статьи В. Г. Ш ара-
пова отправляла правозащитникам
С. А. Ковалеву и Л. А. Сафарову.
О н и использовали собранные ею
материалы в радио- и телепереда-
чах. Являясь корреспондентом од-
ной из ведущ их газет А рм ении,
В. Г. Ш арапова писала литератур-
но-публицистические статьи, очер-
ки, эссе, в том числе по проблемам
педагогики. Н о круг интересов и
диапазон талантов Валентины Гри-
горьевны гораздо шире. Она сочи-
няла и аранжировала музыку, писа-
ла сценарии, стихи. Она член С о -
юза журналистов Армении. Ее лю-
бят и ценят в этой стране. «Вы оста-
вили духовные мосты между нами,
которые прочнее каменных», - на-
писали ей армянские друзья.
Сейчас Валентина Григорьевна
снова живет в Петербурге. Она про-
должает много писать, ее статьи
публикуются в «Санкт-Петербург-
ских ведомостях». Н е прекращает
писать и стихи. К ней тянутся дети
и взрослые. Она старается быть по-
лезной и нужной. Она пишет, пото-
му что хочет успеть сказать людям
что-то очень важное, хотя и пони-
мает, что вряд ли сумеет опублико-
вать все написанное. Н а таких, как
она, держится мир. О ни дарят миру
свою любовь, и они достойны того,
чтобы о них рассказали людям.
..
Н . А. Федоровская - тоже одна
из них.
Особый магнетизм был в этой
красивой энерги чной ж енщ ине.
Несколько слов - и она уже умела
располож ить к себе собеседника.
Уроки ее можно без преувеличе-
ния назвать артистическими, такая
завораживающая учащихся и пре-
подавателей атмосфера царила на
них. Хотелось, чтобы урок никог-
да не заканчивался. Так бывает на
хорошем спектакле.
Практически все ленинградс-
кие специалисты по дошкольному
воспитанию знали Н и н у Алексан-
дровну. Н о мало кому было извес-
тно, как необы чно начинался ее
профессиональный путь.
Н. А. Федоровская,
преподаватель методики
развития речи,
заслуженный учитель РСФСР
В 1929 году, окончив в Сара-
товской области ш кол у-девяти -
летку с педагогическим уклоном,
шестнадцатилетняя Н ина уехала в
Калмы кию . Учительница-бакш а,
она должна была понять маленький
народ, научиться уважать его обы-
чаи, изучить язык, подружиться с
родителями и их детьми, своими
учениками. Вскоре ее признали и
стали назы вать «мана Н ина» -
наша Нина. Три года в Калмыкии
не разочаровали Н и н у в выбран-
ной специальности. Она приехала
в Ленинград и поступила на отде-
ление дош кольного восп итания
Педагогического института им. А.
И . Герцена. Получив высшее обра-
зование, Н ина Александровна не
сразу стала преподавателем. С н а-
чала была работа в методическом
кабинете, затем в школе пионерво-
жатых в Павловске, где она жила с
семьей. А потом - как и у всех -
война. Распределение детей в дет-
ские дома и прием ники было ее
заботой. В них была она и воспи-
тательницей, и няней, и уборщ и-
цей. Так было всю блокадную зиму,
и только весной 1942 года Н ина
была эвакуирована вместе с двух-
летним сыном в Саратовскую об-
ласть, где тоже продолжала рабо-
тать. И не только инструктором
Р О Н О , но и на заготовке дров,
прополке, уборке урожая.
С 1946 года Н. А. Федоровская
преподавала м етодику развития
речи. Н а ее уроках царила удиви-
тельная атмосфера уважения к уча-
щ имся, радости взаимного обще-
ния. Нина Александровна не огра-
ничивалась, как это часто бывает,
теорией, совершенно оторванной от
практики. По каждой теме она сама
давала уроки малышам в детских
садах, а затем анализировала эти
уроки в классе. И склю чительно
внимательно относилась Н. А. Ф е-
доровская к педагогической прак-
тике своих учениц. Ее руководство
не было формальным. Она не толь-
ко помогала ученицам готовиться к
своим первым в жизни занятиям с
детьми, но старалась помочь им ула-
дить отнош ения с собственны ми
родителями, которые часто сомне-
вались в правильном выборе специ-
альности своими дочерьми. После
короткого разговора с Н. А. Ф едо-
ровской человек уходил окрылен-
ный, радостны й, заряж енны й ее
собственным оптимизмом. Многие
ученицы Н . А. Федоровской, такие
как Н . М . Кры лова, Н . Ветрова,
Т. Е. М онасты рук и другие, стали
известными педагогами, ее после-
дователями. И это, несомненно, не
менее дорогая награда, чем те орде-
на и медали, которыми была награж-
дена Н . А. Федоровская.
Как это часто бывает, судьба
оказалась несправедливой по отно-
шению к Нине Александровне. П е-
режив в разное время страш ные
потери в семье, она мужественно
продолж ала свой путь, при всех
трудностях оставаясь верной дру-
зьям , п роф ессии , собственны м
принципам. И сегодня каждый, кто
позвонит ей, даже по телефону, на
расстоянии почувствует исходя-
щую от этого человека доброжела-
тельность и получит такой заряд
положительной энергии, как буд-
то бы нет девяти десятков лет за
плечами его замечательной собе-
седницы.
..
Вообще годы не являются дос-
таточно объективным показателем
возраста, потому что возраст - это,
как известно, состояние души.
В 2003 году у Розы Мейеров-
ны Д анил евич был необы чны й
юбилей. Ей исполнилось 100 лет!
Маленькая, худенькая женщи-
на с тихим голосом, большими вы-
разительными и немного грустны-
ми глазами буквально преобража-
лась, становилась даже выше рос-
том, когда начинала свой урок. Пре-
мудрости анатомии и физиологии
приобретали поэтическую красоту,
81
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 80 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст