С
овременные мемуары
82
обычно скучный предмет предста-
вал перед учащимися в совершен-
но новом свете. О ни начинали по-
нимать, насколько важно глубоко
разбираться в особенностях детско-
го организма, чтобы добиться ка-
ких-то результатов в обучении и
воспитании маленьких детей.
Когда я впервые побывала на ее
уроке, впечатление мое было: удив-
ление и восторг. Н о мои попытки
охарактеризовать то, что я увидела
и услышала, с помощью каких-то
восклицаний и наречий в превос-
ходной степени не наш ли сочув-
ствия у самой Розы Мейеровны. Ей
казалось, что можно было сделать
что-то еще лучше. И так было все-
гда. Стремление к совершенству,
казалось, не имело предела.
Р. М. Данилевич,
преподаватель анатомии
(1930-1950), участник Великой
Отечественной войны
Добросовестность и творческий
энтузиазм сочетались в Р. М . Дани-
левич с очень доброжелательным
отношением к коллегам, к учащим-
ся. Она всегда стремилась помочь в
беде, не ожидая, пока ее попросят об
этом. Старалась поделиться опытом
с молодыми и начинающими препо-
давателями, тратя на консультации
много времени. Выйдя на пенсию,
еще в течение десяти лет Роза Мей-
еровна работала на Курсах повыше-
ния квалификации воспитателей и
заведующих детскими садами. Ко-
нечно, годы берут свое, но и сегод-
ня эта спокойная женщ ина с пе-
чальными глазами полна достоин-
ства. О на живет вместе с 88-лет-
ней младшей сестрой, не жалуясь
на трудности и проблемы со здо-
ровьем. Она говорит: «М ы все де-
лаем сами, потихоньку даже в ма-
газин выходим. Иногда только пле-
мянница заходит». О на не хочет
никого обременять своими пробле-
мами, которы е у нее наверняка
есть, как у любого человека. Она
хочет и в свои сто лет гордо и вы-
соко держать голову. И она дей-
ствительно может гордиться сво-
ей жизнью.
..
Как хорошо, что можно в лю-
бой момент позвонить этим жен-
щинам, Розе Мейеровне, Валенти-
не Григорьевне, Н ине Александ-
ровне, передать им поклон и лю-
бовь от всех коллег и учеников,
пожелать здоровья и сил и, конеч-
но, всп о м н и ть
о безвозвратно
ушедшем, но таком милом сердцу
прошлом, когда все мы старались
как можно лучше делать то дело, в
нужность которого каждый из нас
так искренне верил и верит. Ж и -
вите долго, дорогие наши! Вы нам
очень нужны.
..
Среди преподавателей старше-
го поколения была и Н ина Н и ко-
лаевна Карповская. М не не дове-
лось работать с ней, но сегодня мне
кажется, что я хорошо знала ее, по-
тому что по многочисленным рас-
сказам, воспоминаниям ее коллег
я составила для себя живой порт-
рет этой преподавательницы педа-
гогики и психологии. К том у же
судить о человеке можно не в пос-
леднюю очередь по тем ученикам
и последователям, которые смог-
ли подхватить эстафету и продол-
жить дело учителя. Преподавате-
ли нашего училища, мои коллеги
М . И. Ш арова и А. И. Дьяченко, не
только много рассказывали мне о
Н ине Николаевне, но самим сво-
им стилем работы постоянно отда-
вали дань таланту той, которая су-
мела привить им этот неповтори-
мый стиль. И , конечно же, можно
во многом судить о матери по ее
дочери, тем более если она пошла
по том у же проф ессиональном у
пути. Ведь А. С. Колобаева, с кото-
рой я проработала много лет, дочь
Н ины Николаевны и один из са-
мых интересных в творческом пла-
не преподавателей п си хологи и,
которых я когда-либо встречала.
Узнав о том, что Нина Никола-
евна в конце пятидесятых возглав-
ляла отделение дошкольного воспи-
тания в Училище им. Н . А. Некра-
сова, я однажды через ее дочь по-
просила дать мне консультацию при
подготовке к выступлению на мос-
ковском семинаре заведующих ве-
черним и отделениями. Впервы е
мне предстояло вы ступать перед
столь представительной аудитори-
ей. Н а семинаре должны были со-
браться заведующие из всех угол-
ков Р С Ф С Р . Естественно, я очень
волновалась. Нина Николаевна сра-
зу же согласилась проконсультиро-
вать меня. Времени до семинара
оставалось мало, и я думала, что она
просто побеседует со мной по теле-
фону. Н о она написала несколько
страниц и передала их мне. Опы т и
душевная щедрость Нины Никола-
евны Карповской, несомненно, спо-
собствовали успеху моего доклада.
Профессиональная связь поколе-
ний оставалась неразрывной. И до
тех пор, пока это так, пока есть люди,
готовые бескорыстно и щедро де-
литься накопленны ми знаниями,
опытом, мыслями с теми, кто в этом
нуждается, есть надежда на то, что
все «разумное, доброе и вечное»
было посеяно не напрасно.
..
В 1948 году, пройдя педагоги-
ческую практику у Н . Н. Карповс-
кой, А. Е. М илеант и Н . А. Ф едо-
ровской, выпускница педагогичес-
кого института А. И . Дьяченко по-
пала по распределению в Ч е л я -
бинск, но не захотела заниматься
инспекторской методической ра-
ботой, предпочтя должность пре-
подавателя в г. Троицке Челябинс-
кой области. Там, в педагогическом
училище, она преподавала букваль-
А. И. Дьяченко,
преподаватель педагогики
(1950-1970-е гг)
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 81 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст