С
овременные мемуары
но все: и педагогику, и методику
преподавания русского языка, и
детскую литературу, и методику
физического воспитания. С оли д-
ное ленинградское образование
помогло справиться со всеми труд-
ностями. Когда судьба вновь при-
вела А. И . Дьяченко в Ленинград,
ее пригласила к себе С. И . Соколь-
ская. И с тех пор училищ е стало
буквально ее вторым домом. Один
из лучш их преподавателей педаго-
гики, детской литературы и выра-
зительного чтения, она решила со-
средоточить свое вним ание и с -
ключительно на педагогике и, ког-
да меня приняли на работу, к моей
радости и гордости, передала мне
курс детской литературы и выра-
зи тельного чтения. С помощ ью
А. Е. Милеант и А. И. Дьяченко я
справилась со всеми стоявш им и
передо мной задачами, причем, не-
см отря на трудн ости , мне было
очень интересно работать.
Кроме меня, еще одна молодая
преподавательница, в прошлом вы-
пускница нашего училища, Т Е. Мо-
настырук постигала тайны мастер-
ства, усердно посещая уроки своего
наставника А. И. Дьяченко.
Щедрость А. И. Дьяченко про-
явилась не только в стремлении пе-
редать ученикам свой опыт, но и в
стрем лении подарить всю свою
любовь и тепло дочери мужа, кото-
рую воспитывала как родную. И с -
кренняя щ едрость всегда вознаг-
раж дается. У чен и ки бесконечно
уважают своего наставника, дочь и
внук окружают заботой и любовью,
друзья,
такие,
как,
например,
Л. Г. Мосягина, остаются верными
и в дни радости, и в дни невзгод.
Л. Г. М осягина - еще одна вы-
пускница нашего училища, которая
вернулась в него в качестве препо-
давателя после окончания педаго-
гического института.
И х было много - тех, кто снова
пришли туда, где начинали свой путь
в постиж ении тайн педагогики.
И .
А .
Ты руль,
Э.
А .
Кунина,
М . А . Уликова,
Е. А .
Зайцева,
Г. В. Савельева, М . В. Куприянова,
Л. М . Бабкина, В. Д. Розова - это
далеко не полный список, и я уве-
рена, что он будет постоянно попол-
няться новыми именами.
..
Да, их было много, они были
очень разными по характеру, спо-
собностям, склонностям. Н о имен-
но индивидуальность, непохожесть
Л. Г Мосягина,
преподаватель методики
ознакомления детей с природой,
заведующая педпрактикой
(1966-1985)
на других всегда высоко ценились
в коллективе нашего училища.
Маргарита Ивановна Шарова,
с которой я познакомилась в 1959
году, сразу же поразила меня не
только высоким уровнем теорети-
ческих знаний, но разнообразием
приемов, методов, глубокой свя-
зью с практической работой в дет-
ских садах. Все это она великолеп-
но демонстрировала на своих уро-
ках. Ученицы лю били ее прежде
всего потому, что она любила и ува-
жала их, независимо от успехов в
учебе, особенностей характера.
О н и были ее друзьями, при этом
она всегда была немного впереди.
..
Несомненно масштаб личности
М . А. Ш аровой был намного шире
тесноватых рамок среднего учебно-
го заведения. Поняв это, Маргари-
та Ивановна поступила в аспиран-
туру, защитила кандидатскую дис-
сертацию , стала преподавателем
одного из лучших вузов страны. Но
насовсем расстаться с училищ ем
она не могла. По-прежнему руково-
дила педагогической п рактикой
студентов, была председателем ква-
лификационной комиссии. Добро-
та и щедрость души - отличитель-
ные черты большинства моих кол-
лег. Маргарита Ивановна, конечно
же, в их числе. Даже огромное лич-
ное горе не смогло сломить ее, по-
тому что она была нужна людям, и
эта нуж ность заставляла ее жить
дальше. И сегодня М . А. Ш арова
уважаема и любима коллегами и
учениками. М ы все благодарны ей
- достойному человеку и мастеру
своего дела.
..
Как приятно и радостно писать
о тех, кого любишь. Н о как больно
и трудно говорить об ушедших до-
рогих твоему сердцу людях.
Н . И . Богословская. Человек,
без помощи которого я, возможно,
не смогла бы написать эту статью.
Ведь именно Нина Ивановна пере-
дала мне очень интересные матери-
алы по истории нашего училища.
М. И. Шарова
М ы давно знали, что она боль-
на. Н о никогда не было никаких
разговоров о болезни. Л иш ь од-
нажды, когда она отдавала мне ма-
териалы для статьи, я услышала от
нее, что никогда раньше так плохо
она себя не чувствовала. Разговор
этот был в конце февраля, а в ночь
на 8 марта 2001 года ее не стало.
Ещ е в сентябре мы встречались в
Сестрорецке у одной из бывш их
преподавательниц немецкого язы -
ка И тты Еф имовны Гилиловой и
вспом инали о прош лом. Говори-
ли о тех, кого уже нет с нами, об
учениках, о том, что наша жизнь
не п рош л а даром. П осл е этого
была еще только одна встреча, слу-
чайная, на Сенном рынке. П ош у-
ти л и , что, мол, «место встречи
изм енить нельзя», поговорили о
детях, о близких, а потом почему-
то долго огл яды вали сь друг на
друга и махали друг другу, как буд-
то знали, что эта наша встреча бу-
дет последней.
..
83
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 82 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст