Р
ецензии
рам и государственным деятелям
о неординарности молодого зодче-
го, постигшего архитектурные до-
стижения своих учителей, исполь-
зовавш его их п ри м ен и тел ьн о к
российской специфике. К сожале-
нию, проект не был осуществлен. В
1857 году здание лицея было пост-
роено по другому проекту.
В 1817-1838 годах Монферран
создал проекты ряда оригинальных
зданий в Санкт-П етербурге: дом
Лобанова-Ростовского, постройки
в Екатерингофском парке, два дома
Демидовых на Больш ой М орской
ул., собственный дом на набереж-
ной реки М ойки, дача на Аптекар-
ском острове, дом Кочубея на на-
береж ной реки Ф о н та н к и , дом
Салтыкова на М алой М орской ул.
и др. Интересны для исследовате-
лей сведения о работах Монф ер-
рана по проектированию зданий
Ниж егородской ярмарки и ярма-
рочного Спасского собора, сохра-
нившегося до наших дней.
А втор монограф ии дает под-
робную характеристику проектов
и
особенностей
строи тел ьства
каждого из объектов, отмечая уме-
лое использование Монф ерраном
достиж ений архитектуры и стро-
ительного искусства своего време-
ни с учетом появления новых стро-
ительных материалов.
Главное внимание автора при-
ковано к трем бессмертным творе-
ниям Монферрана - Исаакиевско-
м у собору, Александровской ко-
лонне и памятнику Николаю I. В
отличие от предшественников ав-
тор книг и статей о работах М он-
феррана по созданию этих шедев-
ров В. К. Ш уйский дает краткую,
но основанную на многочисленных
источниках историю проектирова-
ния и строительства этих объектов,
ставш их украш ением С а н к т-П е -
тербурга.
Во второй части монограф ии
автор приводит малоизвестные (а
порой и неизвестные) материалы
о роли Августина Бетанкура в жиз-
ни и творчестве М онф еррана, об
итальянских, швейцарских, фран-
цузских связях Монферрана в пе-
риод его жизни в Санкт-Петербур-
ге, о его работах в области приклад-
ного искусства (в том числе меда-
льерного), о графическом наследии
(рисунки и акварели) и о неповто-
римом художественном собрании
Монферрана.
Последнюю главу автор посвя-
щает единственному ученику М он-
ф еррана - Андрею И ван о ви ч у
Штакеншнейдеру, автору М ариин-
ского дворца на Исаакиевской пло-
щади, дворца великого князя Н и -
колая Николаевича на Благовещен-
ской площади, Н ово-М и хайл овс-
кого дворца на Дворцовой набе-
режной, дворца князей Белосельс-
ких-Белозерских на углу Н евско-
го проспекта и набережной реки
Ф онтанки, первого музыкального
вокзала в Павловском парке, где
заканчивалась Царскосельская же-
лезная дога, открытая в 1837 году.
И нтересно, что еще в августе
1837 года, как отмечает В. К. Ш уй -
ский, для доставки мрамора, гра-
нита, кирпича, извести от приста-
ни на Неве у Исаакиевского моста
до площадки строительства Исаа-
киевского собора была построена
узкоколейная железная дорога по
проекту купца С. И . М олчанова,
доставлявшего по договору строи-
тельные материалы на стройку.
И зучая объемный, весьма на-
сыщенный материал монографии,
п риходится констатировать, что
автором не учтены некоторые важ-
ные сведения из истории п роис-
ходивш их изм енений в проекте
И саакиевского собора на п ротя-
жении многих лет (первый проект
М о н ф ер р ан а бы л утверж ден в
1818 году, второй в 1825 году, тре-
тий - в 1835 году и окончатель-
ный проект купольного заверше-
ния - в 1841 году). Дело в том, что
М онф ерран, внося изм енения в
проект собора, стремился учесть
наиболее рациональны е идеи и
предлож ения других архитекто-
ров. О собенно ярко вы деляется
п р о ек т собора, предл ож енны й
П. П. Базеном, профессором И н -
ститута корпуса инженеров путей
сообщения (проект создан в пери-
од
р а ссм о тр ен и я
заявл ен и й
А . М од ю и , вы ступ авш е го н ео -
днократно против проекта М он-
феррана. Тогда был создан специ-
альный комитет, на заседания ко-
торого П. П. Базен представил три
варианта своего проекта, после-
дний - в 1824 году). М онф ерран
многое взял у Базена, что позво-
лило ему значительно улучш ить
свое первоначальное решение, по-
лучив утверждение второго про-
екта в 1825 году. П. П Базен 22 мая
1826 года был назначен председа-
телем вновь созданного Совета по
ч а сти стр о и тел ьн о й и худож е-
ственной Исаакиевского собора и
в дальнейшем (до своего отъезда во
Францию) оказывал большое вли-
яние не только на техническую сто-
рону проекта и производство работ,
но и на третий проект Монферрана,
утвержденный в 1835 году.
В монограф ии следовало бы
упом януть о важ ности для М он-
феррана (а также для А. Бетанку-
ра, отвечавш его за техническую
сторону реализации проекта М он-
феррана) теории равновесия сво-
дов (куполов, в частности), разра-
ботанной в 1821 году профессора-
ми И нститута корпуса инженеров
путей сообщения Г. Ламе и Э. Кла-
пейроном (эти имена в монографии
отсутствую т). Тогда же Г. Ламе и
Э.
Клапейрон опубликовали анали-
тическую работу, посвящ енную
оригинальному двухвальному кабе-
стану (вороту), сконструированно-
му А. Бетанкуром для предстоявше-
го подъема гранитных колонн. Ка-
бестан отличался от обычно при-
меняемых воротов плавным непре-
ры вны м движ ением, м и н и м ал ь-
ным трением и строго фиксирован-
ным положением троса. Ссы лку на
А. Бетанкура давал и А. Адамини,
которы й руководил работами по
поднятию колонн портиков Исаа-
киевского собора, используя кон-
струкции, как он писал, изобре-
тенные в 1822 году А. Бетанкуром.
(О б этом сообщ ается в каталоге
вы ставки « О т мифа к проекту»,
проведенной в начале 2004 года в
Эрмитаже, посвященной итальян-
ским и тессинским архитекторам,
работавшим в Петербурге.)
Следовало бы отметить важный
элемент строительства собора - со-
оружение фундамента этого гранди-
озного, самого тяжелого в Петер-
бурге здания.
В реш ении проблемы фунда-
м ента М он ф ерран испол ьзовал
предложения А. Бетанкура о созда-
нии плитно-основайного ф унда-
мента новой части собора, примы-
кавшей к той части ринальдиевс-
кого собора (главным образом, ал-
тарной части), которую требова-
лось сохранить.
М онф ерран сохранил фунда-
м енты алтарной части и п од к у-
польных столбов прежнего строе-
ния, которые покоились на 13 000
свай (длиной 10,5 м под столбами
95
И ст ория П ет ербурга. № 4 (3 2 )/2 0 0 6
предыдущая страница 94 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн следующая страница 96 История Петербурга №32 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст