кали: пьедестал, основная часть н
завершение. Ближайший аналог
этому варианту - подписанные
Фельтеном чертежи ворот. Любо-
пытная деталь: на том месте, где
сейчас помешается изображение
вазы с цветами, первоначально
предполагалось поместить мужс-
кой профиль. Завершение ворот
всего дальше отстоит от воплощен-
ного проекта, но тем не менее во-
люты, центральный венок, импера-
торская корона, пьедестал с ламб-
рекенами - все эти элементы по-
лучили разработку в последующих
проектных чертежах.
В.
В. Дмитриев не сомневался, что
обнаружил первый эскиз о!рады Лет-
него сада. По версии А. Е. Ухналева,это
проект какой-то другой ограды, со-
ставленный неизвестно кем и когда
в подражание Невской решетке. Если
принять эту версию, то придется при-
знать, что загадочный архитектор был
хорошо знаком с отклоненными ва-
риантами Невской ограды и даже
имел их у себя иод рукой. В том же
архиве найдены и другие ее черте-
жи, аналогичные хранящимся в
Российском государственном исто-
рическом архиве10.
Но, может быть, таинственный
архитектор
и есть тот самый
И. Фок, родственник (сын?) петер-
гофского садовника Бернгарда
Фока? А. Е. Ухналев даже не рас-
сматривает эту полезную для его
гипотезы версию, считая чертеж
I / тр о и те л ь ств о и а р х и т е к т у р а
заведомо ниже уровня мастерства
Фока. Действительно, это не его
проект, так как изготовление та-
ких сложных в обработке колонн
и перегруженной позолоченными
деталями решетки (одни фестоны
чего стоят!) не соответствует за-
явленной смете.
Итак, подлинные документы
свидетельствуют, что Фельтен,
предложив удлинить ограду Фока
на всю ширину Летнего сада, пе-
реработал проект последнего. При
этом в целях экономии средств он
максимально упростил рисунок и
декор чугунного звена. Проект
был утвержден, и даже состоялись
торги, но вскоре Фельтен получил
указ сделать новый проект, на этот
раз не считаясь с затратами. Он
сочинил не менее двух вариантов,
по одному из которых цена куз-
нечной и слесарной работы воз-
росла с 85 коп. до 1.5 руб., а вес
позолоченных медных украшений
для одного звена увеличился с
66 кг, как было у Фока, до 110 кг. В
окончательном проекте стоимость
кузнечной и слесарной работы
возросла до 3,8 руб. а вот вес мед-
ных деталей снизился до миниму-
ма - 28,2 кг.
Если о ранних проектах мало
что известно, то последний пред-
ставлен исключительно богатой
коллекцией чертежей, среди кото-
рых два подписаны Фельтеном.
В. В. Дмитриев пополнил коллек-
цию обнаруженным в Хельсинки
самым ранним вариантом. Анализ
этого чертежа помогает понять, в
каком направлении, от сложного к
более простому, шел творческий
поиск. Ближайшим аналогом на-
ходки
являются
подписанные
Фельтеном чертежи ворот Не-
вской ограды. Так как имеются не
только косвенные, но и прямые
указания на его авторство, то со-
мнения на этот счет отпадают.
Вместе с тем, судя по докумен-
там, всякий раз отдельно утверж-
дались проекты звена, ворот, навер-
шия на Большие и отдельно на
Малые ворота, наконец, каменных
вазонов и урн. Так был ли у ограды
один автор, или ее проект - плод
коллективного творчества? По на-
шей версии, на последнем этапе к
работе над проектом подключился
прибывший в Россию в 1780 году
Кваренги, по рисунку которого со-
здано знаменитое навершие с изоб-
ражением фонтана на Малых во-
ротах. Но об этом, как и о многом
другом, связанном с созданием ар-
хитектурного шедевра, хотелось бы
рассказать подробнее.
В заключение заметим, что не-
достаток места в журнальной статье
заставляет меня лишь бегло отме-
тить достоинства работы А. Е. Ухна-
лева: блестящий анализ изобрази-
тельного материала, обилие архи-
вных документов и увлекательную
манеру изложения. ■
1
Ухналев А. Е. Невская ограда Летнего сада: Очерк истории строительства. СПб., 2006.
1
Корснцвит В. А. Кто же автор ограды Летнего сада? / / Первоначальные строения Санкт-Петербурга: Тез. докл. Втор
науч. конф. Летнего сада и Дворца-музея Петра I. СПб., 1999; Он же. История строительства ограды Летнего сада: (К вопр. об
авторе проекта ограды): Ист. справка. СПб.
. 1999. КГИОП. Н - 5501.
5
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 470. Он. 1 (86/520). Д. 11. Л. 1
об.
4 Там же.
5 Там же. Л. 276.
• Люлина Р. Д. Петр Егоров
создатель ограды Летнего сада // Вести. Ленннгр. ун-та. 1950. № 1; Она же. Кто же автор ограды
Летнего сада // Белые ночи. М., 1974.
7
РГИА. Ф. 470. Он. 1
(86/520). Д. 11. Л. 252.
* Там же. Л. 234.
’ Там же. Л . 153.
10
Выражаю признательность В. В. Дмитриеву за предоставленные негативы указанных чертежей.
История Пстгроур/о.
Л? 5
<33)/2006
предыдущая страница 9 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст