браслет, охватывающ ий верхнюю
часть левой руки, является гадюкой,
яд которой убил королеву.
Однако некоторые писатели и
художники считали, что нота статуи
напоминает спящую нимфу. В гроте
Камероновой галереи статуя была
установлена в конце X V III века.
В гроге парка загородного дома
Стаухед в Уилтш ире Генри Гоара
помещен перевод латинской поэмы
о месте нимфы.
Нимфа грота,
эти святые источники сохрани,
И спи под шепот эт и х вое)2.
Предполагали также, что это -
покинутая Ариадна, древняя крит-
ская богиня, которая помогла афин-
скому царевичу Тезею выбраться из
лабиринта при помощи клубка ни-
ток. конец которого был закреплен
на входе («Нить Ариадны»).
Условием спасения Тезея была
его женитьба на Ариадне. Н о по
велению богов по пути в Аф ины
Тезей оставил ее одну спящей. Там,
на острове Наксос, ее нашел Д ио-
нис и сделал своей супругой. С о -
гласно мифам, венец Ариадны, по-
даренный ей Дионисом, после ее
смерти был перенесен на небо, где
принял форму созвездия «Север-
ная корона».
Ватиканская фигура отличает-
ся редкой красотой, что способ-
ствует созданию поэтического об-
раза сна, одного из наиболее заме-
чательного и греческой скульптуре.
М икеландж ело Буонарроти
верил в существование Клеопатры,
Ариадны.
В своих творениях «Ночь» и
«Утро» он заимствовал в некоторой
степени искаженную позу и повер-
нутые вокруг головы руки.
Трагическое мироощ ущ ение,
породившее эти образы, выраже-
но в стихах самого Микеланджело
Буонарроти:
О традно спать,
отрадней камнем бы ть
О, в э т о т век преступный
и постыдный
Не ж ить, не чувствовать -
удел завидный
Прошу, молчи,
не смей меня будить.
В Эрмитаж е хранится статуя
«Спящ ая Ариадна» (с античного
оригинала) Паоло Андреа Трис-
корни (1757-1833). Была приоб-
ретена у автора в 1798 году.
/ тр о и те л ь ств о и а р х и т е к т у р а
Скульптор Ж ак-Доменик Ра-
шетт в 1789 году создал для графа
А. А. Безбородко статую фригийс-
кой богини Кибелы (Ц ибеллы ),
являющейся олицетворением сил
природы, почитавшейся также под
именем Великой Матери или М а-
тери богов. В литературе можно
встретить эту статую под именем
Цереры, в древней мифологии бо-
гини земледелия и плодородия.
Изображение Екатерины II с
колосьями в правой руке, ключом
в левой и венцом на голове в обра-
зе богини Кибелы было выполне-
но академиком Ж.-Д. Рашеттом во
вкусе древних греческих статуй.
Оно было отлито в бронзе в литей-
ной мастерской при Академии ху-
дожеств. На цоколе была выграви-
рована надпись: *Rachetle fe c it
1789* и ниже: «Отливал и о тд е -
лывал И мператорской Академии
Х удож еств м а сте р Василий М о-
жанов*3.
До 1875 года статуя находилась
на даче А. А. Безбородко, а затем
была помещена в Грот Екатеринин-
ского парка Царского Села и утра-
чена в годы Великой Отечествен-
ной войны.
Эта скульптура была в одном
ряду с лучш ими произведениями
русских скульпторов. В собрании
И с т о р и я
//сше/мТ///»/«. Л»
5 (3.1)/ Л ЮН
предыдущая страница 12 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст