тр о и те л ь ств о и а р х и т е к т у р а
объекта, И. В. Падлевский заканчи-
вал центральный павильон выстав-
ки, павильоны лесоводства, рыбо-
ловства, коневодства и другие хо-
зяйственные постройки (казармы,
сараи, кузницу и пр.)3.
На выставке в Н иж нем Н о в-
городе демонстрировались черте-
жи и ф отограф ии кон стр укци й
мастерских Балтийского судостро-
ительного завода в Петербурге, од-
ним из авторов проекта зданий
которого также являлся И. В. Пад-
левский. Здесь он работал бок о бок
с архитектором Р. Р. Марфельдом,
инженером А. Ю. Новицким4.
Вторым этапом творческой де-
ятельности архитектора стала рабо-
та в техническом отделе Правления
Общ ества Китайской Восточной
железной дороги (К В Ж Д ) в Петер-
бурге. Основной объем огромной
проектной работы выполнялся на
месте, в Харбине. Непосредствен-
но в Петербурге проектированием
объектов для К В Ж Д было занято
несколько гражданских инженеров:
И. В. Падлевский, П. П. Кондрать-
ев, В. С. Иванов, А. Д. Маркелов.
С. М . Розов5. Архивные докумен-
ты свидетельствуют, что И. В. Пад-
левский приступил к «изготовле-
нию проектов* 22 ноября 1896 года
и работал там не менее двух лет*.
Одной из первых работ архи-
тектора стал проект церкви для
строившегося железнодорожного
поселка на берегу реки Сунгари в
Маньчжурии - так именовался в
проектном задании знаменитый в
будущем во всей дальневосточной
Азии Свято-Н иколаевский собор
в Харбине.
Э тот русский православный
храм, как никакой другой в Х ар-
бине, был не только композицион-
ным ядром городского простран-
ства, но и «стержнем* культурного
пространства. Возведенный в 1899
году (инженеры А. К. Левтеев и
В.
К. Вельс) в самом центре горо-
да, на возвышенности, представлял
собой обобщенный тип древнего
северорусского храма. Он вошел в
историю архитектуры русской
Маньчжурии как одно из самобыт-
нейш их сооруж ений, сыгравш ее
значительную роль в формирова-
нии образа русского города в К и -
тае7. О блик харбинского право-
славного храма воспроизведен во
множестве ж ивописных полотен,
графических листов и в макетах;
т
*
Свято-Николаевский собор.
Харбин. Графический рисунок
послужил прообразом часовни-па-
мятника в честь тысячелетия Кре-
щ ения Руси на русской секции
кладбища на Руквуд в Сиднее (арх.
М . А. Бакнч, 1991). Она же - в па-
мять о самом С вято-Н иколаевс-
ком кафедральном соборе (он был
разрушен в 1966 году).
А рхитектурно-худож ествен-
ные н конструктивные особеннос-
ти храма отражены в «Альбоме со-
оружений и типовых чертежей по
строительству К В Ж Д . 1897-1903*
(СПб., 1903), многочисленных ар-
хивных фотографиях и проанали-
зированы в работах одного из ав-
торов статьи".
Харбинский собор стал самым
значительны м произведением в
творческой биографии И. В. Пад-
левского. С оздать сооруж ение,
ставш ее сим волом Родины для
ты сяч русски х в зарубеж ье на
Дальнем Востоке, дано не каждо-
му. Другое дело, что в свое время
эта постройка не принесла своему
создателю особого признания.
Третьим этапом в деятельнос-
ти зодчего является его участие в
работах по сооружению комплекса
зданий Санкт-Петербургского по-
литехнического института. В 1899
году была создана Особая строи-
тельная комиссия, членами которой
стали представители Государствен-
ного контроля. Министерства ф и-
нансов. будущие деканы и директор
института. Вы сш ий технический
надзор за строительством был воз-
ложен на Альберта Бенуа, а главным
архитектором-строителем назна-
чен классный художник архитекту-
ры 1-й степени Э. Ф . Внррих, осу-
ществлявший общее руководство
строительством. В ведении его была
Строительная контора, где архитек-
турное проектирование и руковод-
ство чертежной было поручено
гражданскому инженеру И. В. Пад-
левскому.
Вероятно, с Эрнстом Франце-
вичем
Виррихом
(1 8 6 0 -1 9 4 8 )
И. В. Падлевского связывало дав-
нее знакомство, ведь они были зем-
ляками и почти ровесниками, оба
учились в Императорской Акаде-
мии художеств в Петербурге, по
окончании которой были опреде-
лены на службу но Министерству
финансов; работали над создани-
ем ряда сооружений Всероссийс-
кой выставки в Нижнем Новгоро-
де (1896). Начало их творческого
сотрудничества
приш лось
на
1900-1902 годы9.
Современный комплекс Санкт-
Петербургского политехнического
университета, включающий в себя
более 15 объектов, представляет со-
бой стройный архитектурный ан-
самбль, один из немногих дошедших
до нас в относительно неизменном
виде. Он создавался в период, когда
на смену эклектике шел новый ар-
хитектурный стиль модерн, с новы-
ми строительными материалами и
принципами строительства10.
С 1902 года началась препода-
вательская деятельность И. В. Пад-
левского: в Политехническом ин-
ституте вплоть до 1918 года он вел
курс рисования. Одновременно он
вел занятия в Технологическом ин-
ституте (1905
1918) и на Высших
женских политехнических курсах.
В те годы И. В. Падлевский при-
нял участие в работе над несколь-
кими объектами северной столицы,
наиболее значительным из которых
стал Торговый дом Гвардейского
экономического общества на Боль-
шой Коню ш енной улице (1908—
1909). По всей вероятности, к той
работе он опять был привлечен
Э. Ф . Виррихом, назначенным глав-
ным строителем. В основу проекта
здания был положен конкурсный
вариант, составленный Э. Ф . Вир-
рихом совместно с И. В. Падлевс-
ким. В строительстве здания также
принимали участие архитекторы
С. С. Кричинский, Н. В. Васильев,
Б. Я. Боткин. «Создание универма-
История Пстг/юрр/ц
.
Л>
5
(33)/2006
15
предыдущая страница 16 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 18 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст