р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
га Гвардейского экономической) об-
щества стало заметной вехой в раз-
витии зодчества и инж енерного
искусства России.
.. Яркин запоми-
нающийся художественный образ
органически связан с новаторским
планировочным и конструктивным
решением".
В 1911 году в Политехническом
институте был объявлен конкурс на
лучш ий проект домовой церкви.
Примечательно, что он проводился
только среди сотрудников (препо-
давателей) института. На конкурс
были предстаапены пять проектов.
Победителем стал проект, выполнен-
ный иод девизом «С миру по нит-
ке.
..», отмеченный премией. Его ав-
тором был И. В. Падлевский. Ему
же был дан заказ на исполнение ра-
бочих чертежей. Кроме него в кон-
курсе принимали участие уже изве-
Дом Гвардейского
экономического общества.
Фото нач.
XX
в.
стные архитекторы, преподаватели
инженерно-строительного отделе-
ния В. Л. Гофман, П. П. Фетисов,
В. А. Щ уко и В. II. Тавлинов - штат-
ный архитектор института. После-
днему и было поручено руководство
строительством домового храма.
Постройка была заложена ле-
том 1912 года, в десятую годовщи-
ну со дня начала занятий в инсти-
туте. К концу 1913 года работы
были завершены, и 15 декабря цер-
ковь была освящена в честь Покро-
ва Пресвятой Богородицы - в па-
мять о дате открытия Политехни-
ческого института (1 октября 1902
года). Это единственный уцелев-
ший храм из построенных но про-
ектам И. В. Падлевского культовых
сооруж ений12.
Н о вы й , со звучн ы й и сто р и -
ч еском у
времени,
н ео р усски й
стиль проявлен не только в нео-
бычном размещении церкви, ком-
пактное здание которой пристро-
ено к юго-западному крылу перво-
го общ еж ития института, но и в
цветовом
реш ении ф асадов —
ярко-декоративном, в лаконизме
деталей, в современном по плас-
тике барельефе над входом, в на-
руж ны х мозаичных иконах, ори-
гинальном нетрадиционном одно-
ярусном иконостасе. В «Извести-
ях С а н к т-П е те р б у р гско й епар-
хии» сообщалось: «Постройка со-
здана в древнерусском стиле. Ве-
ликолепен иконостас, чудное па-
никадило, лампады, подсвечники
и сосуды.
..». Всю церковную у т -
варь, образа и иконы заказали в
ф ирме братьев О ло вян и ш н и ко -
вых. Киот и рамы для образов ис-
полнены самим автором проекта.
«С троители храма, - пиш ет
А. А. Алексеев, - вполне придер-
ж ивались проекта Падлевского.
Известно, к примеру, что там был
установлен именно одноярусный
иконостас», состоявш ий всего из
двух икон12.
Н есколько слов о настоящем
храма. В сентября.* 1923 года Покров-
ская церковь была закрыта. Неко-
торое время в ней распола
1
,ался ком-
сомольский клуб, затем склад. Дли-
тельное время здание храма исполь-
зовалось как учебное помещение
военной кафедры Ленинградского
политехнического института, где
размещалась даже учебная пуско-
вая установка с ракетой.
В 1993 году церковь обрела
второе рождение и была повторно
освящена. В 1998 году ее реконст-
руировали, были восстановлены
утраченные детали, исполнены но-
вые росписи. Иконостас установи-
ли трехъярусный, более канонич-
ный, традиционный, нежели ико-
ностас И. В. Падлевского14.
Судьба этого православного
храма зодчего оказалась счастли-
вее, чем его следующего творения
- костела, возведенного на Успенс-
ком (Северном) городском клад-
бище в Парголове в 1914 году.
Католическое отделение на Ус-
пенском кладбище было открыто в
1911 году. Для него еще в 1908 году
И. В. Падлевский спроектировал
деревянный костел в «польском
стиле» с колокольней над входом.
Л етом 1912 года была освящена
временная каплица. И только че-
І
Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы.
Современный вид
1(>
История Пстсрощии.
А» 5
(33)/2006
предыдущая страница 17 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст