в -
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
1905 год. Три бравых солдата, и
рядом сидит, вся в белом, в косын-
ке и платье до щ иколоток, юная
девуш ка. Ч увствуется, солдаты
горды соседством с ней. А у Лидин
Александровны сосредоточенный
и отрешенный вид, на прелестном
лине затаенная грусть.
Год пробыла Лидия Александ-
ровна на войне. В 1906 году она
вернулась в Петербург во многом
другим человеком и покинула ма-
стерскую А. В. Маковского.
Мне кажется, причина, конеч-
но, в страшной личной трагедии,
но, кроме того, год, проведенный на
полях сражений, гибель и увечья
людей, картины разрушений при-
вели к тому, что ее потянуло спа-
сать гибнущие сокровища искусст-
ва, полностью отказавшись от соб-
ственного творчества.
Историческое отделение Бес-
тужевских высш их женских кур-
сов было окончено ею в 1912 году.
Одновременно Л. А. Дурново по-
ступила в ш колу при Общ естве
поощрения худож еств, которую
окончила в 1915 году. Там она изу-
чала технику древнерусского ис-
кусства, то есть иконописи.
Даже если просто перечислять
все учебные заведения, которые
Лидия Александровна окончила
для овладения новой профессией,
нас поразит объем полученных ею
знаний и основательность подго-
товки.
В 1914 году Л. А. Дурново по-
ступила в И нститут истории ис-
кусств (как именуют его мои источ-
ники, опуская слово «Зубовский»),
создатель которого, В. Г1. Зубов,
разместил его в своем особняке на
Исаакиевской площади, пожертво-
вал институту богатую коллекцию
и библиотеку. После Октябрьского
переворота он старался сотрудни-
чать с советскими властями, чтобы
сохранить институт. В 1925 году
Зубова арестован и, и в том же году
он был вынужден покинуть страну.
В 1919-м Л. А. Дурново окончила
этот институт (уже Государствен-
ный институт истории искусств,
I П И П ) и останась в аспирантуре.
За год до окончания аспирантуры,
в 1920-м, стала читать в том же
институте курс лекций, посвящен-
ный древнерусскому искусству. В
1924 году Л. А. Дурново окончила
археологическое отделение П ет-
роградского университета. Одно-
Аидия Александровна
Дурново. 1905 г.
временно Лидия Александровна с
1919 года работала в Государствен-
ной академии истории материаль-
ной культуры (Г А И М К ), с 1921
года - научны м сотрудником в
Русском музее. С 1922 года она
возглавляла копировальную мас-
терскую при Г И И И.
Л. А. Дурново разработала ме-
тод копирования, «в совершенстве
усвоив методику работы древне-
русских живописцев и пользуясь
обычно темн материалами, к кото-
рым прибегали древние мастера», -
писал в некрологе, посвященном
кончине Л и дии Александровны
(1963), Виктор Никитич Лазарев,
выдаю щ ийся историк искусств.
Надо отметить одно обстоятель-
ство: в 10-х годах X X века специа-
листы стали активно заниматься
расчисткой старых икон от поздних
записей, и под ними открылись та-
кие шедевры древних иконопис-
цев, которые вызвали острый ин-
терес к ранней христианской ж и-
вописи не только искусствоведов
и любителей искусства, но и ху-
дожников. Влияние древней живо-
писи было значительным. Эти от-
крытия совпали с первыми годами
учебы Л. А. Дурново. Они во мно-
гом определили направление ее
поисков и усилили стремление
воскрешать памятники древнего
искусства.
С 1925 по 1929 год Л. А. Дур-
ново и ее ученики летом выезжа-
ли «на памятники»: в Новгород,
Псков, Старую Ладогу, Ярославль,
Владимир, Полоцк, Ф ерапонтов
монастырь и другие места. И м и
было создано более сорока копий,
ныне хранящихся в Русском музее
и Третьяковской галерее.
После гибели многих произве-
дений древнего искусства в резуль-
тате бедствий, постигш их нашу
страну, копии Л. А. Дурново и ее
ш колы признаны настолько со-
вершенными, что они приравнены
к подлинникам.
В 1929 году Лидию Александ-
ровну неожиданно уволили со всех
мест работы, конечно, по указанию
«сверху*. И Стеианян (1979), и
Лазарев (в некрологе, 1963) вооб-
ще умалчивают об этом событии.
Просто перескакивают сразу через
несколько лет из Ленинграда в
Ереван.
Видно, в хрущ евском
1963-м уже не принято было упо-
минать о репрессиях.
Ирина Дрампян в «Элитарной
газете* (прошло почти сорок лет со
дня смерти Л. А. Дурново, и толь-
ко тогда стало возможным об этом
писать) объяснила беды, постиг-
ш ие Л и ли ю Александровну, ее
дворянским происхождением, и
сочувственно пишет, что, кроме
всего прочего, у нее на руках был
престарелый отец. Лидия Алексан-
дровна стала работать по догово-
рам. продолжала заниматься тем же
лю бимы м делом. О собенно вос-
требован труд Л. А. Дурново был
Комитетом по охране памятников,
организацией, в те годы только еще
складывавшейся. Там постоянно
предлагали ей договоры, и Лидия
Александровна ездила не только
«на памятники* (то есть в монас-
тыри и церкви) северо-западных
областей, но, например, и в Гру-
зию, где ей был заказан ряд копий.
Так у Л идии Александровны по-
явились новые преданные учени-
цы, сыгравшие потом важную роль
в ее жизни (но об этом позже).
Статьи Лидин Александровны
уже не появлялись в печати. В биб-
лиографии, приведенной в «Очер-
ках изобразительного искусства
средневековой Армении* (1979),
упомянуты два доклада: первый - о
«Лицевом летописном своде Иоан-
на Грозного* (прочитан в ГАМ М К.
1929)
и второй - «Роспись турец-
кой бани “Детскосельского дворца-
музея"* (прочитан в Русском му-
зее в 1933 году, то есть в год ареста).
2 5
История Петсрбур/а.
А*
я
(33)/2006
предыдущая страница 26 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст