е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
в тех учреждениях, где она прора-
ботала много лет и откуда ее были
вынуждены уволить. Отметим, что
тематика обоих докладов не связа-
на ни с храмами, ни с иконами (в
первом докладе речь шла об изоб-
ражении военных событий и быта
в эпоху Ивана Грозного).
Делом жизни Лидин Алексан-
дровны стало воссоздание (в копи-
ях или с помощ ью реставрации)
произведений древнерусского ис-
кусства. Так исторически слож и-
лось, что сохранилось это искусст-
во в виде фресок и икон в храмах,
в церквах. То есть никуда не де-
нешься, это было христианское ис-
кусство, христианские святыни.
Заметим, что слово «христиан-
ский» с приходом к власти больше-
виков было не в чести. И Л. А. Дур-
ново, и другие искусствоведы пи-
сали о «средневековом»,о «древ-
нерусском» искусстве, но сути дела
это не меняло - речь шла об иконо-
писи, о статуях или барельефах,
изображавших Христа, святых, об
евангельских сюжетах. При всем
этом Л и ди я А лексан дровн а не
была, кажется, религиозным чело-
веком - мне об этом говорила ее
племянница Наташа. Она любила
христиан ское искусство, стара-
лась сохранить его лучш ие образ-
цы, и в этом, как и в других отно-
шениях, была человеком самоот-
верженным.
Однако вернемся к 1929 году.
Именно в том году у Лидии Алек-
сандровны начались «неприятнос-
ти». С чего бы это? А вот с чего:
началась сталинская эпоха, то есть
годы единоличного правления
И. В. Сталина.
Взглянем на это славное время
лиш ь с одной стороны: началось
массовое уничтож ение церквей.
Правда, и после знаменательного
Октября 1917 года многие храмы
закрывали или их использовали
не по назначению, например, пре-
вращали в склады, конюшни и даже
тюрьмы. Однако И. В. Сталин дей-
ствовал решительней. Самы й из-
вестный «эпизод» - взрыв храма
Христа Спасителя в 1931 году. Тот
храм, как известно, был воздвиг-
нут в ознаменование победы рус-
ского воинства над Наполеоном в
1812 году. Стены храма были рас-
писаны прекрасными художника-
ми. Э то никого не остановило.
Взрыв кинооператоры снимали на
пленку, и сейчас иногда по телеви-
дению показывают кадры - руша-
щиеся стены величавого храма.
Слава богу, у нас в Петербурге
не взорвали храм Спаса на Крови.
Няня во время прогулки мне как-то
рассказала, что в нем устроен склад
картошки, - я, тогда малышка, была
поражена. Няня, которая крестила
меня в тайне от родителей-больше-
виков, показала мне храм со сторо-
ны Екатерининского канала. Меня
поразила мозаичная икона на на-
ружной стене: распятый Христос.
Икона сверкала, хотя часть смаль-
та отвалилась. К иконе вели потем-
невшие от времени ступени, но по-
средине их сверкала медь, вытертая
коленями молящихся.
М ы ж или тогда на Сергиевс-
кой (уж е ул. Ч айковского. Н е
композитора. Однофамильца, ре-
волюционера).
Тем ны м и, пром озглы м и ле-
нинградскими утрами и вечерами
я бегала по Сергиевской в школу,
расположенную рядом с кирхой.
Позже кирху закрыли, переделали
до неузнаваемости, и стала она ки-
нотеатром «Спартак». Н а углу
Сергиевской и Литейного я всегда
поднимала глаза к церкви Сергия
Радонежского: ее огромный купол,
ярко-синий, украшенный золоты-
ми звездами, успокаивал, согревал.
Сергиевскую церковь не взор-
вали - ее разобрали аккуратно, по
кирпичику. И из того же материа-
ла, на том же месте выстроили ад-
м ини стративное здание ОГГ1У.
Ведь рядом был Больш ой дом -
помните?
здание, куда актуаль-
нее для 1930-х годов.
В 1929 году была закрыта не-
мецкая реформаторская церковь,
расположенная между М ойкой и
Лидия Александровна Дурново.
Ок. 1907 г.
И сто /ти Нічіччюуц/и.
Л«
5 (.’ІЗ)/2(ШИ
предыдущая страница 27 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст