Ш*
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
2 8
рал ас ь до полуразрушенных мона-
стырей и церквей и там копирова-
ла рукописи и иконы. Опять созда-
лась вокруг нее школа - группа пос-
ледователей.
Родственник, приехавший по-
гостить, вспоминал, как ученики
поднимали Лидию Александровну
на руках до уровня росписей (ка-
жется, это было в Эчмнадзине), -
казалось, уже ничего не было вид-
но, только плесень и грязь. Лидия
Александровна расчищала поверх-
ность. начинала колдовать нал нею,
и постепенно проступала перво-
зданная красота.
С тех нор прошли десятилетия.
Но и в начале X X I века памятники
средневековой росписи продолжа-
ют гибнуть на глазах, и зачастую
лиш ь «копни Дурново являю тся
единственны м
свидетельством
этого искусства в средневековой
А рм ении*,
как
писала
И рина
Дрампян.
Л идия Александровна полю -
била книж ную ж ивопись, укр а -
шавшую древние армянские кни-
ги и рукописи. Результат увлече-
ния - замечательные альбомы «Ар-
мянская миниатюра» и «Армянс-
кая набойка» (М „ 1953) («набой-
ка* в прикладном искусстве -
ткань с узором, а также сам узор).
Последняя книга была посвящена
изучению форзацев древних ар-
мянских книг. Альбом «Армянская
миниатюра* был издан в Ереване
в 1953 году, затем в Париже, а пос-
ле - в Нью-Йорке, но с предисло-
вием выдающегося зарубежного
искусствоведа Тер-Нерсесяна.
Хочу сказать хотя бы несколь-
ко слов еще об одном увлечении
Л идии Александровны - увлече-
нии птицами. Возможно, оно воз-
никло тоже в связи с работой
Л. А. Дурново над древними армян-
скими книгами - ведь в этих кни-
гах на нолях очень часто изобра-
ж ались прелестны е порхаю щ ие
птицы. Я слышала о любви Лидии
Александровны к птицам от ее род-
ственников. Важная подробность:
ее интересовали именно увечные
птицы, птицы-инвалиды. Она под-
бирала их сама, ей приносили изу-
веченных птиц дети. Она их лечи-
ла, даже делала деревянные проте-
зы лапок. Изучила специально ор-
нитологию. В комнате Лидин Алек-
сандровны, которую Степанян на-
зывает
Ш уТ Я В О Л Ь ер О М , Ж И Л И ИН О Г-
Портрет
Лидии Александровны Дурново.
М. Сарьян. 1958 г.
да до двадцати больных птиц. Вы -
леченных она выпускала на волю,
некоторые даже неохотно покида-
ли клетки.
Анатолий, муж Наташи, рас-
сказал мне про Цыпика, ласточку с
отгры зенны м кры лом, которую
Л идия Александровна привозила
в дом на Соломенной Сторожке:
Ц ыпик очень скучал без нее и пря-
мо-таки трепетал, когда она входи-
ла в комнату.
М не пришло в голову, что тро-
гательная забота Лидии Александ-
ровны об увечных птицах коренит-
ся в ее подсознательном стремле-
нии сделать мир более совершен-
ным, спасать и сохранять гибнущую
красоту - то есть все то, что стало
после потрясений, переж итых в
ранней молодости, см ы слом ее
ж изни.
Л. А. Д урново самозабвенно,
как она привыкла, трудилась во
благо приютившей ее республики.
Постепенно имя ее стало уважае-
мым и популярным не только сре-
ди коллег, но и во всей Армении.
Вторая половина 1930-х годов
была временем, страшным для мно-
гих, особенно для тех, кто уже под-
вергался репрессиям. Л. А. Дурно-
во ценили в Армении, ее оберегали,
но, по свидетельству Ирины Драм-
пян, лиш ь в 1945 году, когда Л и -
дии Александровне присвоили
звание заслуженного деятеля ис-
кусств Армянской ССР, она. по ее
собственным словам, «почувство-
вала себя относительно спокойно
и уверенно*.
Надо сказать, я никогда не слы-
шала в семье Дурново ни о каких
званиях, присвоенных Лидии Алек-
сандровне, - не принято было у них
говорить об этом. А о том, что их
любимая тетя стала народным ху-
дож ником Армении, я узнала из
подписи к ее портрету знаменитого
М артироса Сарьяна, посетив его
выставку в Москве. Именно за этот
портрет и за две другие работы
М. Сарьян в 1961 году был награж-
ден Ленинской премией.
Обидно, первая, большая часть
жизни Л. А. Дурново, прошедшая
в Петербурге, полная подвиж ни-
ческого труда и больших достиже-
ний, закончилась арестом и ссыл-
кой. А ведь ее вклад в историю ис-
кусства русского средневековья
очень велик. Обидно за Россию!
Вторая, меньшая часть, прошла
вдали от советской России. В А р-
мении Лидию Александровну при-
няли, защитили, можно сказать -
прикрыли собой. И она не осталась
в долгу - она превзошла себя! П о-
чти до конца своих дней спасала,
возвращала почти из небытия со-
кровищ а средневековой арм янс-
кой культуры.
Л. А. Дурново принесла огром-
ную пользу приютившей ее земле.
Народ, среди которого она жила,
ее почитал, отвечал ей признатель-
ностью. О на принадлеж ит к из-
бранному кругу людей, которыми
гордится и теперь Армения. С ей-
час, через сорок лет после смерти
Л. А. Дурново, страница газеты, где
помещена посвященная ей статья
И. Дрампян, выш ла под ш апкой
«Везет же армянам!*
Что ж, армяне заслужили свое
везение. ■
1
Д р ам п я н
И.
Бы ла в ней какая -то уд и ви тел ьн ая нравственная си л а / / Э л н та р .
гад.: Еж ем ес. п ри л . к газ. « У рарту*. В ы п . 7 (81).
1 С те п а н я н
Н.
Л . О Л и л и и А л ексан д ровн е Д ур н о во : О ч е р к и и:ю6ра:<. и скусства
ср едневековой А р м е н и и . М ., 1979.
Игто/шм
^/l•ш<7м7(/^wrl. .V 5
(33)/2000
предыдущая страница 29 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст