&
о р о д в X X в е к е
С
у д ь б ы
т р
е х х р а м
о в
П о с в я щ а е т с я п а м я т и
о т ц а А л е к с е я ( М о р о з о в а ) ,
с в я щ е н н и к а ц е р к в и Р о ж д е с т в а И о а н н а П р е д т е ч и
А.
Р. Дзенискевич
И хром старины, удивительный, белоколонный.
Пропей, как виденье, меж эти х померкших полей, -
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны.
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!.
.
Н. Рубцов
В'лсторин Петрограда-Ленин-
града 20-30-е годы X X века отме-
чены м ассовы м разруш ением н
уничтож ением храмов Русской
православной церкви. М ногие из
них были закрыты, интерьеры их
уничтожены, а помещения исполь-
зовались не по назначению. В июне
1932 года была взорвана ампирная
церковь Равноапостольного князя
Владимира очень оригинальной
формы. Па праздник Пасхи 1934
года была снесена церковь Покрова
Пресвятой Богородицы в Коломне
(площ адь И. С. Тургенева), зало-
женная архитектором И. Е. Старо-
вым еще в конце X V III века. Вес-
ной 1933 года была разрушена на-
ходившаяся под охраной государ-
ства церковь Введения во храм Пре-
святой Богородицы. Трагична исто-
рия храма Спаса на Водах, возве-
денного в честь моряков, погибших
в морских сраж ениях. Изящ ное,
легкое здание, построенное в тра-
дициях древнего русского зодче-
ства и облицованное белым стариц-
ким камнем, напоминало храм П о-
крова на Нерли. Внутри храма в
стены бы ли врезаны бронзовые
доски с названиями кораблей и
именами погибших моряков. Спас
на Водах был закрыт в 1932 году и
вскоре взорван1.
Уничтожение памятников рос-
сийской культуры и архитектуры
продолжалось до конца 1930-х го-
дов. Последними накануне войны
жертвами должны были стать три
храма: церковь Бож ией М атери
В лади м ирской
(В лад и м и рская
площадь), церковь Входа Господ-
ня в Иерусалим (Зн ам енская) и
собор
Воскресения
Х ри сто ва
(Храм на Крови). Для двух первых
храмов опасность была особенно
велика, гак как необходимость их
сноса диктовалась техническими
соображениями: в Ленинграде на-
чиналось строительство метропо-
литена. Задание было правитель-
ственное - секретное и срочное.
Возможно, что в ожидании войны
метро предполагалось использо-
вать как надежное бомбоубежище
для большого числа населения, как
это и было сделано спустя несколь-
ко лет в Москве. Начальником со-
вершенно секретного строитель-
ства, которое ф игурировало под
№ 5, был назначен И. Г. Зубков. Он
получил задание с самого верха и
торопился выполнить его как мож-
но скорее.
Ч лены городского комитета
партии знали о важности задания
и торопились. 8 марта 1941 года
члены бюро ГК В К П (б ) приняли
решение подтвердить план распо-
лож ения станций строительства
№ 5. Решался вопрос о расположе-
нии станций метро «Балтийский
вокзал», «Технологический инсти-
тут», «Витебский вокзал», «П ло-
щадь Нахимсона* (Владимирская
площадь) и «Площадь Восстания».
Размещать станции метро в центре
города было трудно. Везде прихо-
дилось что-то сносить или пере-
страивать. В утвержденном доку-
менте говорилось: «.
..г) станция
“Площадь Нахимсона ”
станцию
р а сп о л о ж и ть м еж д у площадью
Нахимсона и 5-ю углами.
Первоочередный
вестибю ль
располож ить на площади Н ахим -
сона, со сносом бывшей Владимир-
ской церкви.
Второочередной вестибюль, в
случае необходимости его стр о и -
тельства, р азм ести ть у 5 -ти уг-
лов с возмож ны м сносом п я т и -
этаж ного дворового корпуса и час-
тичной рекон струкци и первого
эта ж а уличного корпуса дома № 9
по Загородному проспекту;
д)
станция “Площадь В осста
ния " - станцию расположить под
площадью Восстания.
Одновременно с т р о и ть 2 вес-
тибюля: на углу Лиговской улицы в
полосе отчуж дения Октябрьской
ж . д., со сносом двухэтаж н ого
дома, и на углу проспекта 25 О к-
тября и Лиговской улицы».
Документ подписали П. С. Поп-
ков, А. А. Кузнецов, Л. М. Антюфе-
ев, Я. Ф . К ап усти н и, кажется.
А. Вербицкий. Секретарям район-
ных комитетов партии и председа-
телям исполнительных комитетов
районных Советов было записано:
«...обязать немедленно приступить»
к освобождению площадок для со-
оружения указанных станций.
25
марта 1941 года было при
нято решение о размещении стан-
ций метро «имени Чайковского»
(под кварталом между ул. Салты -
кова-Щ едрина и ул. Рылеева),
станции «Финляндский вокзал» и
станции «Бабурин пер.». Все под-
писали и этот документ, в том чис-
1 1 гп ю 1 ш н 11г1Нг1>Щ11>*и-
.V 5
( 3 3 ) / 2 Н 0 в
предыдущая страница 51 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст