о р о д в X X в е к е
М. В. Нестеровым, местные образы
В.
М. Васнецовым. Колокола гото-
вили и настраивали в Финляндии13.
Даже в то время, при тех обстоятель-
ствах люди понимали художествен-
ную и материальную ценность архи-
тектуры и убранства храма.
Но подготовка шла. В городе,
судя по всему, об этом мало кто знал.
В порядок описания сносимого
объекта входило, как говорилось
выше, и обязательное фотографи-
рование ценных деталей. И получи-
лось так: с|ютокорреспонлент Т А С С
Б. Васю тинский явился в собор,
чтобы сфотографировать мозаику
храма, но узнал там такое, что его
буквально потрясло, и он счел не-
обходимым доложить об этом сво-
ему начальству
заведующему Ле-
нинградским областным отделени-
ем Т А С С Анцеловичу. В своей док-
ладной он писал: «Во время подго-
товки к съемке мозаики в б. Храме на
К}юви мне стало известно, что это
здание предназначено на снос, при-
чем, по словам находившейся та м
комиссии, сто и м о сть подрывных
работ
по см ете определена в
200 тыс. рублей, а транспорти/юв-
ка всего щебня и прочего материала
в 400 тыс. рублей.
Б ы ть м ож ет, столь крупные
за т р а т ы продиктованы неизвес-
тны м и мне соображениями выс-
шего порядка, поэтому воздержусь
о т всяких рассуждений, сообщаю
то, что мне известно, для исполь-
зования*м.
Простой человек сразу оценил
суть дела - тратить огромные, с его
точки зрения, деньги на ничем не
оправданное разрушение нелепо,
когда нет денег на более важные
дела. Если бы он только знал,
сколько миллионов рублей в твер-
дой валюте было истрачено на воз-
ведение этого «здания*! А возмож-
но, и догадывался, но не хотел пус-
каться в «рассуждения*, чтобы не
получить больших неприятностей.
И все же он доложил начальству,
что происходит что-то не то.
Не захотел пускаться в «рас-
суждения* и Анцелович. Н о по-
скольку Васютинский написал ему
докладную, то по правилам бюрок-
ратических игр он должен был пе-
ревалить возникшую проблему на
чьи-то плечи. Он и послал эту ин-
формацию А. И. Маханову, секре-
тарю горкома, отвечавшему за ху-
дожественную жизнь города.
«6 января 1941 г. Уважаемый
товарищ Маханов!
Направляю вам докладную за-
писку репортера тов. Васю ти н е-
кого для сведения.
Зав. Лен. обл. отделением
ТАСС Анцелович*.
Знал ли Маханов о подготовке
к сносу собора или нет (что было
бы довольно странно), но он 25 ян-
варя отослал информацию т. Ф е-
доровой, чтобы она сама лично в
оф ициальном порядке ответила
ему, в чем там дело? Она и ответи-
ла 29 января, но, что интересно, не
А. И. Маханову, а в особый сектор
О К и ГК ВКП (б).
«Справка.
Здание бывшего Храма на Кро-
ви подлежит сносу как небезопас-
ное для ок])ужающих построек и по
мотивам планировки города.
Зам. председателя исполкома
Ленгорсовета Федорова *
Объяснение звучит довольно
нелепо. Видимо, автор справки не
придавала ей большого значения.
Она лаже не стала смотреть, что
было написано в постановлении
исполкома. Об опасности для дру-
гих построек говорить просто
смешно. С одной стороны от собо-
ра находилась решетка Михайлов-
ского сада, с другой - Екатеринин-
ский канал (канал Грибоедова).
Видимо, Е. Т. Федорова совершен-
но не придавала значения обстоя-
тельности аргументации.
В тот же день Маханов закон-
чил эту переписку лаконичным:
«Архив. 29.1. 41 г.*. Справка, оче-
видно, ему не была нужна.
Как решался этот вопрос даль-
ше, пока неизвестно. Возможно,
заниматься этим было уже неког-
да. У руководства города было
много других, более срочных дел,
да и денег лишних тоже не имелось.
С троительству
метрополитена
«монархический* собор не мешал,
планировкой города никто не за-
нимался. Со сносом храма можно
было подождать. А затем пришла
беда - началась война с фашистс-
кой Германией. Стало не до сноса
соборов! Так получилось, что мно-
жеству памятников культуры вой-
на принесла разрушения и гибель,
а Храм на Крови она практически
спасла. В годы осаты города в одну
из его главок попаз немецкий сна-
ряд, но не разорвался. После вой-
ны его обнаружили в ходе восста-
новительных работ, извлекли и
обезвредили. Об этом в свое вре-
мя много писали городские газеты.
Нельзя сказать, что уже в годы
войны отношение властей к куль-
товым зданиям резко изменилось.
Но все же что-то стало меняться.
Так, еще в преддверии войны с Гер-
манией
Н аркомат химической
промышленности получил задание
срочно начать производство аэро-
статов заграждения и наблюдения.
Н аркомат дал соответствую щ ее
задание Ленинградскому заводу
резиновых изделий (Р Т И ). Н о у
завода не имелось необходимого
для этого помещения. Требовалось
здание площадью около 2500 квад-
ратных метров и высотой потолка
в 12-16 метров. Кто-то подсказал
наркому, и он прнслаз письмо на
имя А. А. Кузнецова и председате-
ля исполкома Ленинградского го-
родского Совета Н. В. Соловьева.
В нем, в частности, говорилось:
«У читы вая короткие сроки
организации производства аэро-
статов, является целесообразным
приспособить под эт о производ-
ство Троицкий собор, находящийся
в Ленинграде по проспекту Крас-
ных командиров. (Измайловский
проспект ).
Иарко.мхампром просит ваше-
го согласия и принятия решения о
передаче помещения Троицкого со-
бора Ленинградскому заводу рези-
новых изделий для организации в
нем производства аэростатов*'6.
Кузнецов 24 фев раз я перепра-
вил это письмо Попкову и Капус-
тину, а последний 2 марта напнеаз
на письме: «Вызвать представите-
ля из наркомата для переговоров о
помещении». В принципе никто не
возражаз против того, чтобы орга-
низовать в соборе необходимое го-
роду производство, но. кажется,
оказазись слишком мазы двери со-
бора. А ломка стены и расширение
входа прелстааэялн значительные
технические трудности и требова-
ли времени. Ломать стену Троиц-
ко- Измайловского собора не стали.
Другой пример использования
помещений храмов не по назначе-
нию связан уже с условиями бло-
казы города и носил вынужденный,
чрезвычайный характер. В инфор-
мационной записке о работе Л е-
нинградской городской конторы
Всесоюзного обз>единения Центро-
заготзерно управляю щ ий конто-
5 3
Испт/ши Иепич>(ц)рга.
Л» .5
(331/2006
предыдущая страница 54 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст