о р о д в X X в е к е
рой Орлов доложил в январе 1943
года о ее работе за 1942 год17. В на-
чале 1942 года положение с запа-
сами хлеба оставалось напряжен-
ным. Поэтому поступавшая хлебо-
п р о д у к т а немедленно отгруж а-
лась торговым организациям, хле-
бозаводам, иногда прямо из ваго-
нов. Н о с февраля ресурсы хлеба
стали «заметно накапливаться*.
«Дорога через Л адож ское озеро
успевала доставлять хлеб не толь-
ко на текущ ую потребность, но и в
запас*. Вот тогда и встала пробле-
ма складских помещений.
Печальный опыт со складами
им. Бадаева в сентябре 1941 года
руководством города был учтен.
11о положение на складе не изме-
нилось. Это был конгломерат мел-
ких складов, принадлеж авш их
множеству организаций, заводов,
коопераций и т. п. Уследить за ними
и организовать их работу в тех ус-
ловиях было невозможно. (Что-то
вроде современных больших мага-
зинов, помещения которых внут-
ри поделены на множество одно-
образных мелких частны х лаво-
чек.) Весной 1942 года была про-
ведена проверка Бадаевских скла-
дов, и вновь обнаружилось недо-
пусти м ое в услови ях блокады
скопление продовольственных и
промы ш ленны х грузов. 22 июля
1942 года исполкомом Ленгорсо-
вета и бюро горкома партии было
принято совместное постановле-
ние «О размещении завозимых в
г. Л енинград хлебопродуктов и
рассредоточении их в огнестойких
помещениях». Конкретно указыва-
лись надежные склады заводов и
помещ ения закры ты х каменны х
церквей. В том числе, например,
была указана церковь С паса на
Сенной. П о некоторым данным,
использовались для складских це-
лей и подвалы Смольного собора.
Это была вынужденная мера в со-
вершенно чрезвычайных услови-
ях. Ее не хотелось бы относить к
числу примеров откровенного ван-
дализма 20-30-х годов X X века.
К концу блокады в Ленингра-
де оставалось лиш ь восемь дей-
ствую щ их церквей: Н икольский
собор (в О ктябрьском районе),
Спасо-Преображ енский собор (в
Дзержинском), Князь-Владимир-
ски й собор (в П етроградском ),
церковь О хтинского кладбища (в
Красногвардейском), церковь на
Волковом кладбище (в М осковс-
ком), церковь на Серафимовском
кладбищ е (в П рим орском ), цер-
ковь Троицкая в Лесном (Выборг-
ски й ) и церковь К олом яж ская-
Дмитриевская (в Вы боргском)1®
.
Для большого города этого ма-
ловато, конечно. Между тем собы-
тия 1943-1944 годов вселяли в
сердца верующих надежды на но-
вые времена, на понимание их ду-
ховных потребностей со стороны
властей. Начались просьбы разре-
ш ить восстановление церквей.
Сначала очень осторожные проше-
ния, но постепенно более смелые,
подписанны е больш им количе-
ством людей. Писали покорно и
весьма дипломатично. Часто гово-
рилось о пользе молитвы за побе-
ду над «общим врагом*. Так, в за-
явлении, посланном председателю
Л енгорсовета,
авторы
писали:
«Умоляющи просим вас разрешить
о т к р ы ть часовню на Смоленском
кладбище Ксении Блаженной, кото-
рая для нас, верующих, нужна м о-
литься Богу ІоI быстрейшем раз-
громе общего врага - гитлеризма и
о скором окончании войны победой
русского народа над немцами»19.
Митрополит Ленинградский и
Н овгородский А лексий поддер-
живал скромные просьбы, но ког-
да стали поступать прош ения с
больш ими планами, он проявил
мудрость и осторожность, понима-
ние условий военного времени.
Так, на имя Патриаршего место-
блюстителя митрополита Ленинг-
радского и Новгородского уже в
1944 году поступила «докладная
записка», подписанная одной жен-
щ иной. Ее поддержал сосед по
дому. Он предлагал очень дельный
и толковый план восстановления,
ни много ни мало, всей Александ-
ре-Невской лавры в течение трех
лет! Причем писавш ие искренне
надеялись на помощь всего населе-
ния города и поддержку Комитета
по делам церкви при С Н К С С С Р.
А шел военный 1944 год!
Н а «докладной» владыка на-
писал:
«14 июля 1944 г. Н а личном по-
рыве автора этой записки надеж-
но ли стр о и ть план восстановле-
ния Собора и помещений Лавры. Где
гарантия, что “верующие гражда-
не” действительно о т д а д у т свои
силы, время и сбережения на это
дело.
Будем ж д а ть воли Божией о т -
носительно Лавры и ея храмов.
М. Алексий»20.
Как глубоко прав был митро-
полит Алексий! Напомним, что и
в наше мирное время часть поме-
щений лавры еще занимают посто-
ронние ей организации. ■
1
Антонов В. В.
. Коба к А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл.: В
3 т. СПб., 1994. Т. 1. С. 93. 210. 211; 1996. Т. 2. С. 73-75; Т. 3. С. 35 37.
2 Ленинград в осаде: Сб. документов. СПб., 1995. С. 605.
3 Карпов В. Генералиссимус. Калининград, 2002. Кн. I. С. 89-99.
* Там же. С. 91.
5 Там же. С. 79.
6 Там же. С. 97.
7 Там же. С. 98.
Там же. С. 99.
я
Там же. С. 97.
10 Центральный государственный архив историко-политических документов
Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб.). Ф. 24. Он. 2 б. Д. 983. Л. 86. 87.
11
Антонов В. В.
. Кобак А. В. Указ.
СОЧ.
Т. 1. С. 99, 102, 103.
12 Там же. С. 103.
13 Там же.
14 ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Он. 2 в. Д. 5286. Л. 3.
15 Там же. Д. 5286. Л. 2.
“ Там же. Он. 2 б. Д. 1075. Л. 1.
17 Там же. Ф. 411. Он. 2. Д. 111. Л. 1-7 об.
Там же. Ф. 25. Он. 10. Д. 571. Л. 2.
'* Там же. Л. 10.
20 Там же. Л. 15.
54
Нгтпішя ІІеіпгіЯіщма. .V 5 (ХЧ)/2ШШ
предыдущая страница 55 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №33 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст